Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 6 (159) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.159.6.013
УДК: 37.01
ББК: 74.00
Ж. П. Черкасова ORCID
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Черемховский педагогический колледж», г. Черемхово, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА И СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность обращения к проблеме духовно-нравственного воспитания детей и молодежи; представлен обзор основных идей современных исследователей по духовно-нравственному воспитанию обучающихся общеобразовательных школ и профессиональных организаций. Цель статьи — описать практику взаимодействия по духовно-нравственному воспитанию педагогического колледжа с сельской школой.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются: теоретические — анализ и синтез, изучение научной литературы, обобщение педагогического опыта; эмпирические — наблюдение, тестирование.

Результаты. Описаны способы взаимодействия педагогического колледжа с сельской общеобразовательной школой по духовно-нравственному воспитанию: параллельное ведение курса ОРКСЭ в школе и колледже, проведение часов общения по духовно-нравст-венному воспитанию, консультативная работа и другая деятельность.

Обсуждение. Подчеркивается, что главными результатами совместной работы по направлению духовно-нравственного воспитания являются положительные изменения: для учеников сельской школы — в личностном, метапредметном, предметном планах; для

студентов педагогического колледжа — в повышении мотивации к изучению религиоведческих дисциплин; для педагогических работников — в росте их профессионального мастерства; для муниципалитетов — в обеспечении территории кадрами, способных качественно осуществлять деятельность по духовно-нравственному воспитанию.

Заключение. Делается вывод о том, что практика духовно-нравственного воспитания в педагогическом колледже коррелируется с будущей профессиональной деятельностью ее выпускников, что в дальнейшем будет являться их конкурентным преимуществом.

Ключевые слова

дефицит духовности; духовно-нравственное воспитание; Основы религиозных культур и светской этики; дополнительная профессиональная переподготовка; религиоведение; личностные, метапредметные, предметные результаты

Основные положения

– представлены основные теоретические и методологические идеи по проблеме духовно-нравственного воспитания обучающихся школ и профессиональных организаций;

– на примере Черемховского педагогического колледжа и сельской школы Черемховского района описано взаимодействие по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;

– сделан акцент на основной механизм взаимодействия — параллельное ведение религиоведческих дисциплин в сельской общеобразовательной школе и педагогическом колледже.

Цитировать публикацию

Черкасова, Ж. П.  ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА И СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ [Текст] / Ж. П. Черкасова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  6 (159). — С. 212-226. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.159.6.013.

Библиографический список

1. Россия испытывает дефицит духовности, - считает глава государства Владимир Путин / Фома : [сайт]. URL: https://foma.ru/rossiya-ispyityivaet-deficzit-duxovnosti-schitaet-glava-gosudarstva-vladimir-putin.html (дата обращения: 12.11.2020).

2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб. : Питер, 2001. – 272 с.

3. Бабурова И. В. Воспитание ценностных отношений школьников в образовательном процессе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Смоленск, 2009. – 44 с.

4. Ильин А. Н. Образование, поверженное реформами : монография. Москва : Университетская книга, 2019. – 392 с.

5. Беляева В. А. Духовно-нравственное воспитание личности в школе и вузе : монография. Рязань : Рязанский гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2007. – 140 с.

6. Щеулова Е. А., Николаева А. Е. Духовно-нравственное воспитание современной молодежи как основа формирования и развития личности [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации : Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». 2016. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/74749 (дата обращения: 12.11.2020).

7. Блинов В. И. Эволюция аксиологических оснований теории и практики образования в России (XVIII-начало ХХ в.). М. : Прометей, 2002. – 232 с.

8. Бодалев А. А. Об управлении развитием отношений // Мир психологии. 1996.  № 2. С. 7–15.

9. Власова Т. И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов-на-Дону, 1999. – 44 с.

10. Дегтева Л. А. Развитие духовно-нравственных ценностей у студентов колледжа [Электронный ресурс] // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2016. № 3 (6) июль – сентябрь. С. 155–158.

11. Шадриков В. Д. От индивида к индивидуальности: Введение в психологию. М. : Издательство «Институт психологии РАН», 2009. – 656 с.

12. Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века// Новые ценности образования.  М. : Инноватор, 1996. Вып. 6.  С. 10-39.

13. Гайсина Г. И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2002. – 37 с.

14. Игнатова В. В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации и условия их реализации : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2000.  – 49 с.

15. Метлик И. В., Потаповская О. М., Галицкая И. А. Взаимодействие социальных институтов в духовно-нравственном воспитании детей в российской школе: монография. М. : ФГБНУ ИИДСВ РАО, 2018. – 240 с.

16. Батышев С. Я. Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. Издание 3-е, переработанное.  М. : Из-во ЭГВЕС, 2009. – 456 с.

 

17. Белоконева Е. В. Формирование гуманистических ценностей у студентов медицинских вузов в процессе изучения иностранного языка : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Елец, 2012. – 21 с.

18. Бондаренко В. И. Формирование духовности будущих специалистов в условиях высшего учебного заведения // Молодой ученый. 2014. № 4 (63).  С. 919–923.

19. Васильева Г. С., Владимирова Е. Л., Владимирова С. А. Общество. Культура. Образование: монография. М. : Издательский дом Академии Естествознания, 2017. – 212 с.

20. Кузнецов В. В. Духовное и нравственное воспитание будущих рабочих в системе начального профессионального образования / Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 2. С. 103–108.

21. Макарова В. А. Формирование и развитие духовности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе : дис ... д-ра пед. наук. Калуга, 2001. – 373 с.

22. Михалец И. В. Психолого-педагогические условия развития духовно-нравственных отношений будущих учителей : автореф. дис. … канд. психол. наук. Тамбов, 2004. – 24 с.

23. Сорышева С. В. Духовно-нравственное воспитание студентов в условиях инновационной среды учреждений среднего профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 2010. – 207 с.