Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 6 (159) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.159.6.007
УДК: 378
ББК: 74.480
Р. С. Димухаметов ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университе
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А. В. Обрезков ORCID
Аспирант кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ФАСИЛИТАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ С КУРСАНТАМИ ВОЕННОГО ВУЗА
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность проблемы фасилитационного сопровождения профессионального становления личности курсантами военного вуза. Одной из основных целей индивидуальной работы с курсантами является развитие профессиональных качеств личности и высоких показателей в обучении.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме фасилитационного сопровождения профессионального становления личности в образовательных учреждениях, положения системного, деятельностного, личностно-ориентированного, акмеологического подходов, а также диагностические методики, включающие наблюдение, описание, беседу, анкетирование, тестирование, методы математической статистики.

Результаты. Авторами разработаны методические рекомендации по применению фасилитационного сопровождения в индивидуальной работе с курсантами военного вуза, в которых отражены условия применения фасилитационного сопровождения в основных мероприятиях военно-политической работы, направленные на профессиональное становление личности курсантов военных вузов.

Обсуждение. Предложенная авторами методика рекомендована к практическому применению в военных вузах.

Заключение. Делается вывод о том, что реализация фасилитационного сопровождения в индивидуальной работе с курсантами будет способствовать профессиональному становлению личности курсанта военного вуза. 

Ключевые слова

военный вуз; фасилитационное сопровождение; наставник; курсант; личность; синергетика; аксиология; акмеология; деятельность; деятельностный подход; концепция фасилитации; самоорганизация; андрагогическая модель; технология фасилитации

Основные положения

– определены составляющие фасилитационного сопровождения профессионального становления личности в индивидуальной работе с курсантами военного вуза;

– разработаны рекомендации по фасилитационному сопровождению профессионального становления личности в индивидуальной работе с курсантами военного вуза;

– представлены результаты эксперимента по фасилитационному сопровождению профессионального становления личности курсантов военного вуза.

Цитировать публикацию

Димухаметов, Р. С.  ФАСИЛИТАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ С КУРСАНТАМИ ВОЕННОГО ВУЗА [Текст] / Р. С. Димухаметов, А. В. Обрезков, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  6 (159). — С. 108-119. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.159.6.007.

Библиографический список

1. Об организации военно-политической подготовки в Вооруженных Силах РФ : приказ Министра обороны РФ от 22.02.2019 г. № 95. Доступ с сайта «Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России)».

2. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований.  М. : Педагогика, 1982.  –  192 с.

3. Сластенин В. А. Педагогический процесс как система. М. : Издат. дом МАГИСТР – ПРЕСС, 2000.  –  242 с.

4. Гребень Н. Ф. Психологические тесты для профессионалов. Минск : Соврем. школа, 2007. – 496 с.

5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы . СПб. : Питер, 2008.  –  512 с.

6. Rogers C.R. (1983), Freedom to learn for the 80s, Charles E. Merrill Pub. Co., Columbus, Ohio, 312 p.

7. Димухаметов Р. С. Фасилитация в системе повышения квалификации педагогов :  дисс. … доктора педагогических наук. Магнитогорск, 2006.  –  390 с.

8. Технология фасилитации в компетентностно-ориентированном образовании: учебно-методическое пособие / А. В. Кирьякова [и др.] ; Оренбургский гос. ун-т. Оренбург : ОГУ, 2011. – 103 с.

9. Димухаметов Р. С., Обрезков А. В. Методические рекомендации по подготовке офицеров к педагогическому сопровождению курсантов военной образовательной организации высшего образования МО РФ  : учебно-методическое пособие / под ред. К. Д. Кулакова. Казань – Челябинск : ООО ИД «МеДДоК», 2020. – 191 с.

10. Зеер Э. Ф. Психология профессий : учебное пособие для студентов вузов. М. : Академический Проект, 2003.  –  329 с.

11. Адонина Л. В., Вишнякова А. В., Кузёма Т. Б. Педагогическая фасилитация и ее составляющие // E-Scio. 2020. № 9 (48). С. 309–316.

12. Родин В. Ф., Скрипкина А. В., Щуров Е. А. Педагогическая фасилита- ция формирования профессионально важных качеств личности курсантов // Вестник экономической безопасности. 2019. № 4. С. 422–426.