Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье рассматриваются проблемы организации транспрофессиональной подготовки специалиста в области сварочного производства на основе практико-ориентированного подхода. Определена методологическая основа компонентов деятельности с целью создания интегративных педагогических условий, определяющих структуру и содержания данной подготовки. Цель данной статьи заключается в методологическом обосновании подготовки специалиста нового уровня в конвергентной среде, максимально насыщенной учебно-производственными ситуациями.
Материалы и методы. К основным методам относятся анализ научно-методической и дидактической литературы по проблемам исследования практико-ориентированного подхода в инженерном образовании. Материалом исследования стали данные, полученные в ходе реализации программы подготовки по направлению 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» — «Высокие сварочные технологии и плазменные технологии в обработке материалов» кафедры Инжиниринга и профессионального обучения в машиностроении и металлургии.
Результаты. Предложены и описаны вариативные компоненты транспрофессиональной деятельности структурно-содержательной модели подготовки специалиста в области сварочного производства на основе практико-ориентированного подхода. Уточнены понятия «транспрофессионализм в условиях практико-ориентированной подготовки», «трансфессия специалиста сварочного профиля». Определены условия подготовки транспрофессионала в профессионально-педагогическом вузе.
Обсуждение. Создание интегративных условий становится необходимым требованием для проектирования единой транспрофессиональной среды на основе структурно-содержательной модели. Каждый компонент модели описан с позиции вариативных модулей, соответствующих видам транспрофессиональной деятельности в области сварочного производства. Осваивая данные модули, специалист выходит на новый уровень — транспрофессионализм (дос-тигает высокого уровня компетенции, в том числе в смежных производственных областях).
Заключение. Делается вывод о необходимости внедрения вариативных модулей в компонентный состав структурно-содержательной модели для реализации транспрофессиональной подготовки специалистов в области сварочного производства.
транспрофессионализм; трансфессия; среда; условия; модель; производство; деятельность
Ф
– уточнены понятия «транспрофессионализм в условиях практико-ориентированной подготовки»; «трансфессия специалиста сварочного профиля»;
– определены условия подготовки транспрофессионала в про-фессионально-педагогическом вузе;
– предложены вариативные модули структурно-содержатель-ной модели реализации транспрофессиональной подготовки специа-листов в области сварочного производства.
Ильина, Н. Н. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ТРАНСПРОФЕССИОНАЛА В ОБЛАСТИ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ОСНОВЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА [Текст] / Н. Н. Ильина, И. В. Осипова, Н. И. Ульяшин, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2020. — № 6 (159). — С. 120-133. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.159.6.008.
1. Зеер Э. Ф. Психолого-педагогическая платформа формирования транспрофессионализма педагога профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. 2018. № 10. С. 2–6.
2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М. : Высшая школа, 1991. – 207 с.
3. Нагорнова А. Ю. Современное высшее образование: теория и практика : кол. монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск : Зебра, 2020. – 602 с.
4. Батышев С. Я., Романцев Г. М. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под ред. С. Я. Батышева. М. : Изд-во Ассоциация «Профессиональное образование». 1997. – 512 с.
5. Жуков Г. Н., Дорожкин Е. М., Кубрушко П. Ф. Формирование готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности мастера производственного обучения: Теоретико-методологический аспект : монография. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. – 227 с.
6. Романцев Г. М., Федоров В. А. Уровневое профессионально-педагогическое образование: теоретико-методологические основы стандартизации. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2011. – 545 с.
7. Кубрушко П. Ф., Назарова Л. И. Педагогическая инноватика: учебное пособие. Москва : РГАУ–МСХА имени К. А. Тимирязева, 2019. – 123 с.
8. Зеер Э. Ф. Транспрофессионализм субъектов социально-профессиональной деятельности : монография. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. – 142 с.
9. Романцев Г. М. Теоретические и организационные проблемы развития профессионально-педагогического образования России // Образование и наука. 2001. № 6. С. 19–28.
10. Ульяшин Н. И., Скутин О. А., Ильина Н. Н. Интерактивные методы подготовки рабочих в условиях практико-ориентированного обучения // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. С. 540–542.