Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 6 (159) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.159.6.008
УДК: 378.147.88
ББК: 74.489
Н. Н. Ильина ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инжиниринга и профессионального обучения в машиностроении и металлургии, Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
И. В. Осипова ORCID
Профессор, кандидат педагогических наук, профессор кафедры документоведения, истории и правового обеспечения, Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Н. И. Ульяшин ORCID
Доцент, кандидат технических наук, доцент кафедры инжиниринга и профессионального обучения в машиностроении и металлургии, Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ТРАНСПРОФЕССИОНАЛА В ОБЛАСТИ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ОСНОВЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
Аннотация

Введение. В статье рассматриваются проблемы организации транспрофессиональной подготовки специалиста в области сварочного производства на основе практико-ориентированного подхода. Определена методологическая основа компонентов деятельности с целью создания интегративных педагогических условий, определяющих структуру и содержания данной подготовки. Цель данной статьи заключается в методологическом обосновании подготовки специалиста нового уровня в конвергентной среде, максимально насыщенной учебно-производственными ситуациями.

Материалы и методы. К основным методам относятся анализ научно-методической и дидактической литературы по проблемам исследования практико-ориентированного подхода в инженерном образовании. Материалом исследования стали данные, полученные в ходе реализации программы подготовки по направлению 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» — «Высокие сварочные технологии и плазменные технологии в обработке материалов» кафедры Инжиниринга и профессионального обучения в машиностроении и металлургии.

Результаты. Предложены и описаны вариативные компоненты транспрофессиональной деятельности структурно-содержательной модели подготовки специалиста в области сварочного производства на основе практико-ориентированного подхода. Уточнены понятия «транспрофессионализм в условиях практико-ориентированной подготовки», «трансфессия специалиста сварочного профиля». Определены условия подготовки транспрофессионала в профессионально-педагогическом вузе.

Обсуждение. Создание интегративных условий становится необходимым требованием для проектирования единой транспрофессиональной среды на основе структурно-содержательной модели. Каждый компонент модели описан с позиции вариативных модулей, соответствующих видам транспрофессиональной деятельности в области сварочного производства. Осваивая данные модули, специалист выходит на новый уровень — транспрофессионализм (дос-тигает высокого уровня компетенции, в том числе в смежных производственных областях).

Заключение. Делается вывод о необходимости внедрения вариативных модулей в компонентный состав структурно-содержательной модели для реализации транспрофессиональной подготовки специалистов в области сварочного производства.

Ключевые слова

транспрофессионализм; трансфессия; среда; условия; модель; производство; деятельность

Основные положения

Ф

– уточнены понятия «транспрофессионализм в условиях практико-ориентированной подготовки»; «трансфессия специалиста сварочного профиля»;

– определены условия подготовки транспрофессионала в про-фессионально-педагогическом вузе;

– предложены вариативные модули структурно-содержатель-ной модели реализации транспрофессиональной подготовки специа-листов в области сварочного производства.

Цитировать публикацию

Ильина, Н. Н.  ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ТРАНСПРОФЕССИОНАЛА В ОБЛАСТИ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ОСНОВЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА [Текст] / Н. Н. Ильина, И. В. Осипова, Н. И. Ульяшин, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  6 (159). — С. 120-133. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.159.6.008.

Библиографический список

1. Зеер Э. Ф. Психолого-педагогическая платформа формирования транспрофессионализма педагога профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. 2018. № 10. С. 2–6.

2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М. : Высшая школа, 1991. – 207 с.

3. Нагорнова А. Ю. Современное высшее образование: теория и практика : кол.  монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск : Зебра, 2020. – 602 с.

4. Батышев С. Я., Романцев Г. М. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под ред. С. Я. Батышева. М. : Изд-во Ассоциация «Профессиональное образование». 1997. – 512 с.

5. Жуков Г. Н., Дорожкин Е. М., Кубрушко П. Ф. Формирование готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности мастера производственного обучения: Теоретико-методологический аспект : монография. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. – 227 с.

6. Романцев Г. М., Федоров В. А. Уровневое профессионально-педагогическое образование: теоретико-методологические основы стандартизации. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2011. – 545 с.

7. Кубрушко П. Ф., Назарова Л. И. Педагогическая инноватика: учебное пособие. Москва : РГАУ–МСХА имени К. А. Тимирязева, 2019. – 123 с.

8. Зеер Э. Ф. Транспрофессионализм субъектов социально-профессиональной деятельности : монография. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. – 142 с.

 

9. Романцев Г. М. Теоретические и организационные проблемы развития профессионально-педагогического образования России // Образование и наука. 2001. № 6. С. 19–28.

10. Ульяшин Н. И., Скутин О. А., Ильина Н. Н. Интерактивные методы подготовки рабочих в условиях практико-ориентированного обучения // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании.  Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. С. 540–542.