Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 6 (159) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.159.6.006
УДК: 378.046.2
ББК: 74.4
М. Ю. Ваганова ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности, Челябинский государственный институт культуры, Челябинск
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИМ САМОРАЗВИТИЕМ БУДУЩИХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ
Аннотация

Введение. В статье обоснована необходимость креативного образования для подготовки творческой личности библиотекаря, способного к постоянному саморазвитию. Представлены результаты исследования потребности в саморазвитии студентов первых курсов факультета документальных коммуникаций и туризма, кафедры библиотечно-информационной деятельности Челябинского государственного института культуры.

Педагогическое стимулирование в контексте креативного образования рассматривается как функция управления творческим саморазвитием студентов. Цель статьи — обосновать необходимость использования в современных условиях креативного образования различные виды педагогического стимулирования (информационно-содержательное, организационно-управленческое, эмоцио-нальное, моральное, материальное) для становления творческой саморазвивающейся личности библиотекаря.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме педагогического стимулирования потребности творческого саморазвития студентов. Исследование предполагает использование тестирования с помощью методики Л. Н. Бережновой «Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности», методов статистической обработки.

Результаты. Исследования подтвердили гипотезу о том, что уровень потребности в саморазвитии студентов первых курсов средний и ниже среднего. Описаны виды педагогического стимулирования, системное использование которых направлено на управление творческим саморазвитием студентов.

Обсуждение. Подчеркивается, что уровень потребности в творческом саморазвитии будущих библиотекарей возможно повысить, если использовать различные виды педагогического стимулирования (информационно-содержательное, организационно-управ-ленческое, эмоциональное, моральное, материальное).

Заключение. Предпринятое теоретическое исследование позволило выявить и обосновать взаимосвязь потребности в творческом саморазвитии будущих библиотекарей с особенностями креативного образования, использованием различных видов педагогического стимулирования.

Проведенное эмпирическое исследование подтвердило предположение о том, что уровень потребности в саморазвитии у будущих библиотекарей в условиях образовательной среды вуза средний и ниже среднего и требует системного использования различных видов педагогического стимулирования.

Ключевые слова

педагогическое стимулирование; виды педагогического стимулирования; творческое саморазвитие; креативное образование; потребность в саморазвитии; студенты

Основные положения

– обоснована необходимость креативного образования для ста-новления творческой саморазвивающейся личности библиотекаря;

– определен уровень потребности в саморазвитии студентов первых курсов;

– описаны виды педагогического стимулирования, системное использование которых направлено на управление творческим саморазвитием студентов.

Цитировать публикацию

Ваганова, М. Ю.  ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИМ САМОРАЗВИТИЕМ БУДУЩИХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ [Текст] / М. Ю. Ваганова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  6 (159). — С. 96-107. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.159.6.006.

Библиографический список

1. Егорова Ю. А. Студент вуза как субъект саморазвития // Педагогика высшей школы. 2015. № 1 (1). С. 3–7.

2. Макаренко О. Г., Лазарев В. Н. Креативный менеджмент : учебное пособие. Ульяновск : УлГТУ, 2011. – 154 с.

3. Концепция модернизации муниципальных библиотек Российской федерации на основе модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки (в рамках реализации Национального проекта «Культуры», протокол от 24.12.2018 № 16) : утверждена минкультуры РФ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

 

4. Саморазвитие студента / Р. Р. Батыркаев [и др.] // Путь науки. 2014. № 5 (5). С. 90–91.

5. Давудова А. Р. К проблеме мотивации учебной деятельности студента // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты : сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей / под общей редакцией Т. М. Сигитова. Пермь : ИП Сигитов Т. М., 2017. С. 109–111. – ISBN 978-5-9909287-7-0.

6. Рогалева Г. И. Факторы творческого саморазвития личности студента // Актуальные проблемы современной науки в 21 веке : сборник материалов 4-й международной научно-практической конференции, 30 апреля 2014 года. Махачкала : Общество с ограниченной ответственностью «Апробация». 2014. С. 143–146.

7. Селиванова Т. В., Соколова Д. А. Понятие феномена «саморазвитие» как сущности развития личности студента // Проблемы высшего образования. 2016. № 1. С. 237–238.

8. Имамова Т. А. Организация портфолио библиотечного специалиста профессиональной образовательной организации // Инновационное развитие профессионального образования. 2016. Т. 12. № 4. С. 51–53.

9. Лопатин Н. В., Ивина К. В. Подготовка библиотечных кадров вузе культуры: реалии, перспективы, преимущества // Вестник московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 4 (78). C. 184–191.

10. Колесникова В. И. Педагогическое творчество и уровни его проявления // Вопросы воспитания: теория и практика : сборник  научных трудов. Пятигорск : ПГЛУ, 2006. Вып. 15. С. 48–64.

11. Гликман И. З. Педагогическое стимулирование для руководителей школ. М. : Народное образование, 2007. – 159 с.

12. Бабиева Н. А. Современное состояние и перспективы подготовки специалистов библиотечно-информационной деятельности // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. № 1 (2). C. 63–64.

13. Задёра М. И. Из опыта организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов // Концепт : научно-методический электронный журнал. 2016. Т. 15. С. 1891–1895.

14. Роботова А. С. О некоторых вопросах методологии изучения феномена «Непрерывное образование» // Непрерывное образование: XXI век. 2014. № 2 (6).  C. 2–15.