Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 6 (159) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.159.6.004
УДК: 378
ББК: 74.480
З. М. Большакова ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
М. Д. Даммер ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, Профессор кафедры физики и методики обучения физике, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Н. Н. Тулькибаева ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ МАГИСТРАТУРЫ
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность системно организованного развития профессиональных способностей педагога на уровне магистратуры с последующим включением уровня их оценки в результат выполнения программы наряду со знаниями, навыками и компетенциями. Показатель развития педагогических способностей выступает обобщённым показателем выполнения требований ФГОСа и профессионального стандарта. Цель статьи — обосновать и раскрыть авторскую концепцию эффективной организации работы с магистрантами по формированию педагогических способностей.

Материалы и методы. Основным методом исследования яв-

ляется анализ научной литературы, посвящённой педагогике и методике работы с магистрантами, существующей практики, выявление принципа зарождающейся методики работы с особым коллективом — магистрантами, которые определили свои ближайшие научные задачи: быть способным к исследовательской деятельности, включающей диагностические методики, опирающихся на итоги статистического анализа наблюдений, анкетирования, тестирования.

Результаты. Разработана и осуществлена на практике функционально инновационная методика формирования педагогической научно-исследовательской деятельности, содержания смысла развития способностей реализовано на основе педагогической теории поэтапного развития деятельности через уточнение на каждом этапе функционирования и направления развития педагогической способности, выступающей субъектом собственной научно-исследовательской деятельности.

Обсуждение. Отмечается, что результативностью проекта является осуществление средствами опережающего развития научно-исследовательской деятельности магистранта.

Заключение. Делается вывод о том, что реализация функционально инновационной системы в работе с магистрантами возможна, если магистрант выступает субъектом собственной опережающей научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова

педагогические способности; ведущие профессиональные способности педагога; практика поиска способа развития научно-исследовательской способности; магистранты педагогического образования

Основные положения

– определено содержание компетенций педагогического образования как процесс развития профессиональных способностей педагога;

– разработана функционально инновационная система опережающего развития педагогических способностей к научно-исследовательской деятельности студентов через реализацию конкретной магистерской программы физического факультета и кафедры педагогики и психологии ЮУрГГПУ в условиях магистратуры педагогического образования;

– представлены педагогические практики развития педагогических способностей магистрантов.

Цитировать публикацию

Большакова, З. М.  ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ МАГИСТРАТУРЫ [Текст] / З. М. Большакова, М. Д. Даммер, Н. Н. Тулькибаева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  6 (159). — С. 56-72. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.159.6.004.

Библиографический список

1. Гапонцев В. Л., Федоров В. А., Гапонцева М. Г. Структура содержания образования. Эволюция структуры в свете принципа симметрии : монография. Екатеринбург : РГППУ, 2019. 190 с.

2. Дорожкин Е. М., Лыжин А. И., Федоров В. А. Профессионально-педагогическое образование на современном этапе : состояние, перспективы // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 1. С. 14–29.

3. Канке В. А. Философия науки: краткий энциклопедический словарь. М. : Омега–Л, 2008. 328 с.

4. Шадриков В. Д. Психология деятельности человека : монография. М. : Институт психологии РАН, 2013. 464 с.

 

 

5. Большакова З. М., Тулькибаева Н. Н. Закономерности усвоения профессиональной педагогической деятельности студентами педвуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2018 (март). Т. 10. № 1. С. 37–44.

6. Зеер Э. Ф. Теоретико-прикладные основания психологии профессионального развития : монография. Екатеринбург : РГППУ, 2015. 194 с.

7. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М. : Педагогика, 1973. 416 с.

8. Даммер М. Д., Ковтунович М. Г., Леонова Е. А. Подготовка будущих учителей физики к развитию способов познавательной деятельности обучающихся в виртуальной обучающей среде // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1. № 3 (68). С. 30–45.

9. Тулькибаева Н. Н., Большакова З. М. Педагогика : взаимосвязь науки и практики : монография. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2008. 162 с.

10. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. М. : КРАСАНД, 2014. – 632 с.

11. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения : монография. М. : ИНТОР, 1996. 544 с.

12. Загвязинский В. И., Закирова А. Ф., Атаханов Р. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований ; под ред. В. И. Загвязинского. М. : Академия, 2013. 240 с.

13. Букович У., Уильямс Р. Управление знаниями: руководство к действию ; пер. с англ. М. : ИНФРА–М, 2002. 504 с.

14. Рузаков А. А., Носова Л. С., Леонова Е. А. Учебная практика как компонент системы формирования цифровой культуры будущих педагогов // Информатика и образование. 2020. № 2 (311). С. 4–11.

15. Чупина В. А., Федоренко О. А. Теория и практика профессиональной педагогической рефлексии : монография. Екатеринбург : РГППУ, 2019. – 200 с.

16. Образовательный менеджмент: теория и практика : коллективная монография / Н. Н. Тулькибаева [и др.]. Челябинск : Цицеро, 2018. – 138 с.

17. Актуальные проблемы образовательного менеджмента : коллективная монография / В. Н. Антонов [и др.]. Челябинск : Цицеро, 2018. 144 с.

18. Шефер О. Р., Мокляк Д. С. Готовность будущих учителей к организации проектной деятельности обучающихся // Профессиональное образование. Столица. 2018. № 8. С. 40–42.