Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 7 (153) Педагогические науки
Показать полный текст
DOI: 10.25588/CSPU.2019.153.7.006
УДК: 378
ББК: 74.480
Т. В. Жабакова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ЭКСПЕКТАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность внедрения экспектационного подхода к проблеме самореализации личности студентов в процессе обучения. Выстраивание собственной Я-концепции активности личности, реалистичности и гибкости экспектаций, активной самореализации. С позиции экспектационного подхода самореализация личности студентов в процессе обучения как процесс реализации профессиональных представлений и ожиданий будущего педагога через учебные действия в настоящем времени.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме самореализации личности студентов в процессе обучения, а также диагностические методики, включающие многомерный опросник самореализации С. И. Кудинова, модифицированная методика «Незаконченные предложения». Для статистической обработки результатов измерений применяется программное обеспечение «SPSS v 17.0», описательные статистики, корреляционный анализ (по Пирсону).

Результаты. В результате качественного анализа методики «Незаконченные предложения» выявлено, что большинство ожиданий респондентов связано с представлениями о самореализации в учебной деятельности. В качестве основных характеристик экспектаций выделены:

- «стандартизированная» эмоциональная оценка;

- недостаточная  осознанность значимости учебной деятельности;

- нереалистичность в представлениях о себе и целях жизни;

- полярность представлений респондентов о себе.

Выявлена статистически значимая взаимосвязь между личностной самореализацией и экспектациями, отражающими представления о будущем, о «Я» деятельностной самореализацией и экспектациями, отражающими представления об учебе, о профессиональной деятельности, социальной самореализацией и экспектациями, отражающими представления о семье.

Обсуждение. Выделены аксиологический (общенаучный уровень), акмеологический (конкретно-научный уровень) и ситуативный (методико-технологический уровень) компоненты экспектационного подхода, которые определяют многоуровневый и иерархической характер проблемы.

Заключение. Делается вывод, что реализация экспектационного подхода к проблеме самореализации студентов в процессе обучения позволяет актуализировать потенциальные возможности студентов и осуществлять «опредмечивание» в деятельности профессиональных ожиданий субъектов образовательного процесса.

Ключевые слова

процесс обучения; экспектационный подход; самореализация личности студентов

Основные положения

- возможности построения возможности экспектаализации подхода к проблеме самореализации студентов в процессе обучения;

- исследована взаимосвязь между личностной, активной, социальной самореализацией и экспектациями;

- результаты представлены оценки эффективности аксиологического, акмеологического и ситуативного компонентов экспектационного подхода для описания самореализации личности студентов в процессе обучения.

Цитировать публикацию

Жабакова, Т. В.  ЭКСПЕКТАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ [Текст] / Т. В. Жабакова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  7 (153). — С. 110-124. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.153.7.006.

Библиографический список

1. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М. : Школа-пресс, 1995. – 384 с.

2. Борисова Т. П. Социально-психологическая феноменология как методологическая основа профессиональных ожиданий // Вестник университета. 2012. № 1. С. 112-114.

3. Коростылева Л. А., Кравченко Н. Е. Пути профессиональной и личностной самореализации человека. СПб., 1997. – 172 с.

4. Кудинов С. И., Кудинов С. С. Психодиагностика личности : учебное пособие. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2012. – 270 с.

5. Baumann S. (2000), Psychologie im Sport, Meyer & Meyer, Aachen, 357 p.

6. Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом / под ред. Д. А. Леонтьева,

В. Г. Щур. М. : Смысл, 1997. С. 176-177.

7. Кудинов С. И., Крупнов А. И. Системная модель самореализации // Вестник РУДН. 2008. № 1. С. 28-36. (Серия «Психология и педагогика»).

8. Сизганова Е. Ю. Трансформация педагогических ценностей в сознании студента современного вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16. № 2 (4). С. 842-845.

9. Вульфов Б. З., Иванов В. Л. Основы педагогики : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Изд-во УРАО, 1999. – 616 с.