Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 7 (153) Педагогические науки
Показать полный текст
DOI: 10.25588/CSPU.2019.153.7.014
УДК: 378:792.5
ББК: 74.48: 85.32
А. Г. Чурашов ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой хореографии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Л. А. Клыкова ORCID
Доцент, декан факультета НХТ, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. Б. Юнусова ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры хореографии, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ХОРЕОГРАФИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Аннотация

Введение.  Целью исследования являлось выявление, научное обоснование возможностей хореографии как эффективных средств формирования и развития «Я-концепции» в современных условиях в соответствии с новыми трендами в обществе на развитие личности, его художественно-эстетических возможностей и творческих способностей средства хореографического искусства.

Материалы и методы. Теоретические - анализ философской, психолого-педагогической литературы направленности, теоретико-методологической и методической литературы в области хореографии, материалов и публикаций по теме исследования, изучение передового психолого-педагогического опыта в сфере развития «Я-концепции» личности; эмпирические - наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, апробация методики.

Результаты. Определено значение хореографии как эффективного средства и перспективного направления разнопланового развития «Я-концепции» личности. По результатам исследования выявлено, что теоретико-методической основой становления и развития «Я-концепции» могут успешно выступать различные виды хореографии, которые позволяют учитывать возрастные, гендерные, национальные и социальные особенности, а также обладают вариативными и дифференцированными качествами, способствующими разностороннему формированию и развитию социальной и культурной самоидентификации личности.

Обсуждение.Подчеркивается, что научная новизна исследования определяется представлением использования возможностей хореографического искусства как эффективного средства методики разностороннего формирования и развития «Я-концепции», интеграции педагогических процессов в области хореографии с целью достижения самоидентификации и социализации личности в современном обществе на основе партисипативного подхода.

Заключение. Делается вывод о том, что использование различных видов хореографии с целью становления и развития «Я-концепции» личности на основе партисипативного подхода и интеграции педагогических процессов, особенно в детском возрасте, является необходимым и перспективным направлением в условиях современного дополнительного образования.

Ключевые слова

интеграция педагогических процессов; культурный паттерн; мотивация; партисипативный подход; хореография; психология искусства; самоактуализация; самоидентификация; Я-концепция; будущий учитель

Основные положения

- возможные полифункциональные возможности хореографии в становлении и развитии «Я-концепции» личности;

- представлены дифференцированные практики по использованию хореографического искусства с целью положительного влияния на основные элементы «Я-концепции» личности на основе партисипативного подхода;

- проанализированы результаты самоактуализации ребенка в социуме в условиях дополнительного образования.

Цитировать публикацию

Чурашов, А. Г.  ХОРЕОГРАФИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ [Текст] / А. Г. Чурашов, Л. А. Клыкова, Е. Б. Юнусова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  7 (153). — С. 259-276. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.153.7.014.

Библиографический список

1. Шульц Д. П., Шульц С. Э. История современной психологии / пер. с англ. А. В. Говорунова, В. И. Кузина, Л. Л. Царук / под ред. А. Д. Наследова. СПб. : Изд-во «Евразия», 2002. ‒ 532 c. – ISBN 5-8071-0007-7.

2. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. с англ. А. М. Татлыбаевой. СПб. : Евразия, 1999. ‒ 478 c.

3. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М. : Издательс-кий центр «Академия», 2004. С. 3.

4. Никитина Е. Ю., Афанасьева О. Ю. Педагогическое управ-ление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы : монография. Москва : МАНПО, 2006. ‒ 154 с. ‒ ISBN 5-98314-195-3.

5. Churashov A.G., Klykova L.A., Yunusova Ye.B. & Ovanesyan L.G. (2018), “Methodological framework of a child's artistic and aesthetic development by means of choreography in supplementary education”, Universidad del zulia issn, Venezuela, Zulia, pp. 1012‒1587. (Scopus).

6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / пер. с англ. В.Я. Пилиповского. М. : Издательство «Прогресс», 1986. С. 30–66.

7. Крайг Г. Психология развития : учебник. СПб. : Питер, 2010. ‒ 992 с.

8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Смысл, 2004. ‒ 352 с.

9. Долгова В. И., Аркаева Н. И., Ибрагимова Э. Ф. Особенности становления профессиональной я-концепции будущих педагогов // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 10-2. С. 318‒321.

10. Калинина Т. Л. Общее видение и я-концепция учителя-лидера // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 7-2. С. 92‒95 – ISSN: 2073-0071.

11. Агеев В. В. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы : монография. М. : Владос, 2017. – 408 c.

12. Драндров Г. Л., Богослова Е. Г. Формирование позитивной Я-концепции подростков средствами художественной литературы // Фундаментальные исследования. 2015. № 2–8. С. 1761–1767.

13. Баклушинский С. А. Развитие представлений о понятии социальная идентичность : монография. М. .: Просвещение, 2016. – 309 c.