Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 4 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.68.65.012
УДК: 81-139
ББК: 81.2
А. В. Свиридова ORCID
Доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Г. А. Шиганова ORCID
Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Л. П. Юздова ORCID
Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому и литературы, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
СОДЕРЖАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ХОДЕ ОСВОЕНИЯ КАТЕГОРИЙ ТЕКСТА
Аннотация

Введение. В статье представлены параметры и аспекты формирования у студентов факультета подготовки учителей начальных классов теоретических знаний о наиболее сложной единице синтаксиса и основной коммуникативной единице — тексте, а также умений анализировать текстовые категории в связи с необходимостью обучения будущими учителями младших школьников работать с названной единицей. Будущий педагог, естественно, должен обладать более обширной научной картиной по теории текста по сравнению с тем достаточно разрозненным и упрощенным представлением, которое дано в учебниках по русскому языку для начальной школы. Современная школа требует от педагога освоения широкого ареала компетенций, так как государство ставит задачи формирования личности, умеющей ориентироваться в социальной жизни, самостоятельно получать знания, определять векторы развития общества, осуществлять коммуникацию в разных ситуациях с разными целями. В таких условиях построение текста, повышение его информативности, эффективности воздействия – важнейшие умения, которыми должны владеть будущие педагоги и которые должны формировать у обучающихся.

Материалы и методы. Материалом для публикации послужили программы и учебники по русскому языку, лингвистические словари и энциклопедии, а также комплекс компетенций, которыми должны обладать студенты — будущие учителя начальных классов, Федеральный государственный образовательный стандарт. Основными методами исследования явились анализ научной и методической литературы, описательный и дистрибутивный.

Результаты. Выявлены основные понятия текста и его категорий, которые предлагает лингвистическая наука и которые необходимы для освоения будущими учителями начальных классов, проведен обзор учебников по русскому языку в аспекте изучения текста в начальной школе. Текст и его категории являются наиболее трудными для усвоения обучающимися как в школе, так и в высшем учебном заведении. Усвоение умений правильного чтения, анализа текста, навыков составления текстов всех типов речи и стилей является одной из основных задач изучения лингвистического и коммуникативного блока дисциплин на гуманитарных факультетах, особенно на педагогических направлениях. Работа по изучению текстовых категорий с целью их освоения должна проводиться в следующих направлениях:

– теория текста, аспекты изучения текста в лингвистике;

– текст как коммуникативная единица;

– текст как источник информации;

– филологический анализ художественного текста.

Данные направления в доступных для обучающихся объеме, содержании и форме реализуются в учебниках по русскому языку для начальной школы. Естественно, главенствующее положение занимает грамматика с работой над содержательной стороной текста — темой, идеей, смысловыми частями, составлением разных видов планов, анализом выразительных средств.

Обсуждение. Целью освоения текстовых категорий и умений продуцировать тексты разных стилей и жанров является достижение предметных, информационных и фатических задач общения. Будущий педагог является для обучающихся в начальной школе примером образцового владения правилами текстообразования, продуцирования речи в различных ситуациях общения, источником и руководителем правильной работы с текстами, как учебными, так и художественными. Современный выпускник педагогического направления начального образования должен знать, что теория текста – «научная дисциплина, получившая выход в социолингвистику, психолингвистику, информатику, функциональную стилистику, теорию перевода и другие дисциплины, связанные с изучением речевой деятельности как процесса и речевого произведения как результата этой деятельности» [1, с. 5]. Изучение текста и его категорий происходит в нескольких аспектах: структурно-грамматическом, коммуникативном, информационном, эстетическом, прагматическом. Учитель начального звена в доступной форме непротиворечивыми приемами способен сформировать у школьников представление о тексте, во-первых, как о необходимом инструменте общения, во-вторых, как о единице, несущей законченную информацию и мысль, в-третьих, как о грамматическом и смысловом целом – единственном коммуникативно-полноценном средстве, в котором аккумулируются единицы всех уровней языка. Для организации освоения обучающимися категорий текста будущий учитель должен уметь анализировать учебные программы и учебники по русскому языку, с точки зрения представленности названного понятия в теоретическом и дидактическом аспектах. Такой анализ позволит педагогу распределить учебный материал на уроках и занятиях во внеурочной деятельности; последняя способствует более глубокому познанию текстовых категорий, расширению ареала проанализированных текстов, жанров, четкому определению их коммуникативных целей.

Заключение. Студентам — будущим учителям начальных классов необходимо владеть теоретическими основами изучения текста, знать определенные этапы и аспекты изучения текстов, а также труды исследователей по теории текста; будущий педагог обязан уметь производить филологический анализ прозаического и стихотворного текстов как в рамках программы высшей школы, так и в рамках возможностей обучающихся в начальной школе. Студент должен обладать культурной компетенцией, которая позволит ему предоставить фоновую информацию об авторах текстов, времени их создания, подобрать иллюстративный материал. Анализ текста может варьироваться в зависимости от урока и целей урока: так, например, на уроке русского языка анализ текста должен быть лингвистическим, а на уроке чтения должен носить литературоведческий или филологический характер. Таким образом, будущий педагог должен уметь дифференцировать и трансформировать объект преподавания и его структурные элементы по необходимости освоения того или иного понятия или умения. Лингвистический анализ текста эффективно проводить в конце изучения каких-либо лингвистических тем по русскому языку.

Ключевые слова

начальное образование, языковое образование, текст, текстовые категории, коммуникативная компетенция, лингвокультурологическая компетенция, эпизод, филологический или лингволитературоведческий анализ текста. 

Основные положения

– студент должен обладать теоретической компетенцией, т.е. комплексом теоретических знаний, отвечающих современному уровню определенной науки, в данном случае компетенцией в области теории текста; усвоенный обучающимся понятийный ареал должен включать следующие термины: лингвистика текста, текст, художественный текст, цельность, связность, членимость, континуум, тема, композиция, нарратив, эмотивное пространство текста.

– ареал профессиональной компетенции студента подразумевает знание содержания учебных программ и учебников по русскому языку для начальной школы, умение пользования материалами для дополнительного образования и самообразования, владение алгоритмом действий по организации урочных и внеурочных занятий с детьми начальных классов по освоению текстовых категорий и навыков продуцирования текстов;

– текст является продуктом культуры, отражает взаимосвязь между текстами разных жанров и направлений, следовательно, будущий педагог должен иметь достаточно высокий уровень начитанности и умение определять содержательные, исторические и эстетические связи между произведениями, которые изучаются или упоминаются в программе по литературному чтению, так, например, учитель обязан обратить внимание школьников на повторяющиеся сюжеты произведений, на связь фольклорной песни и авторской лирики, фольклорной и авторской сказок, иностранного произведения и родного, на преемственность или универсальность выразительных средств, используемых в разных произведениях разными художниками слова;

– текстовые категории системно осваиваются обучающимися в начальной школе благодаря особой лингвистической природе;

– освоение свойств текста предоставляет возможность реализовать интерактивный принцип обучения как на уроках, так и на внеурочных занятиях;

– текст обладает воспитательным потенциалом и служит стимулом для рефлексии и самовоспитания;

– текст является носителем культурной информации, расширяет фоновые знания обучающегося, осуществляет межпредметные связи.

Цитировать публикацию

Свиридова, А. В.  СОДЕРЖАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ХОДЕ ОСВОЕНИЯ КАТЕГОРИЙ ТЕКСТА [Текст] / А. В. Свиридова, Г. А. Шиганова, Л. П. Юздова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  4. — С. 182-201. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.68.65.012.

Библиографический список

1. Валгина Н. С. Теория текста. М. : Логос. 2003. – 280 с.

2. Shiganova G. A., Karabulatova I. S., Sviridova A. V., Yuzdova L. P. The Concept of “Knowledge” / “Cognition” in Russian Paremia: the Experience of Structural Semantic Representation. Astra Salvensis — review of history and culture. 2018, V, no. 12. 385–393.

3. Художественный текст под лингвистическим микроскопом : кн. для внеклассного чтения учащихся 8–10 кл. сред. шк. М. : Просвещение, 1986. 160 с.

4. Шанский Н. М., Махмудов Ш. А. Филологический анализ художественного текста.М. : Русское слово. 2013. – 256 с. – ISBN 978-5-00007-029-1.

5. Никитина Е. Ю., Егорова К. В. Теоретико-методологический регулятив формирования коммуникативной компетенции будущих учителей // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск. 2014. № 9.2. 93–106.

6. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования : монография. М. : ЛЕНАНД, 2016. – 206 с.