Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 4 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.55.89.013
УДК: 9 (С17): 31
ББК: 63.3(1Р36)66
Н. С. Сидоренко ORCID
Доцент, доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории и права, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Н. А. Соколова ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой социальной работы, педагогики и психологии, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Н. В. Шувалов ORCID
Аспирант кафедры отечественной истории и права, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Аннотация

Введение. В статье анализируется динамика подходов к развитию социальной активности студентов вузов в ходе модернизации российского общества и образовательного пространства в конце XX – начале XXI вв.

Материалы и методы. Статья подготовлена на основе анализа научной литературы и комплекса документальных источников: правовых, архивных, материалов статистики и периодики по проблеме. В качестве основного метода выступает историко-генетический метод, позволяющий выявить влияние социально исторических факторов на содержание и формы педагогических практик формирования социальной активности студентов вузов в рассматриваемый период.

Результаты. Выявлена обусловленная связь форм и содержания культурно-исторических практик приобщения студентов вузов к социально активной деятельности модернизационными процессами российского общества и образовательного пространства конца XX – начала XXI вв.

Обсуждение. Формирование социально активной личности студента в процессе обучения в вузе выступает в качестве одной из важнейших задач современной системы высшего образования. Эффективное ее решение требует критического отношения к накопленному национальному опыту, преемственности и новациям, определяемым вызовами времени.

Заключение. Делается вывод о том, что формирование социальной активности студентов вузов достигается в рамках партнерского взаимодействия студентов (вузов) и государства в рамках реализации государственной молодежной политики, требует безусловного соблюдения баланса интересов студенчества как субъекта и объекта этой политики, создания необходимых организационных и психолого-педагогических условий в конкретном вузе.

Ключевые слова

студенты, вузы, социальная активность, социальная деятельность, государственная молодежная политика

Основные положения

– проведен анализ социально ориентированных практик студентов вузов Южного Урала в 1980-е – 2000-е годы;

– выявлены и охарактеризованы их основные формы и содержание, обобщены количественные показатели;

– прослежена обусловленность смены принципов и методов приобщения студентов вузов к социально активной деятельности модернизационными процессами российского общества и образовательного пространства в конце XX– в начале XXI вв.

Цитировать публикацию

Сидоренко, Н. С.  СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ [Текст] / Н. С. Сидоренко, Н. А. Соколова, Н. В. Шувалов, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  4. — С. 202-214. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.55.89.013.

Библиографический список

1. Сидоренко Н. С., Шувалов Н. В. Молодёжь и перестройка: студенты вузов Южного Урала во второй половине 1980-х годов. Челябинск : Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2019. – 228 с.

2. Сидоренко Н. С., Будаева М. Н. Творческая самореализация студентов Южного Урала в 1990-е гг. // Грамота. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. В 3-х ч. Тамбов : Грамота, 2015. № 11 (61). Ч. III. C. 138–141. ISSN 1997-292X.

3. Труд и социальная активность молодежи. Минск : Изд-во БГУ, 1972. 240 с.

4. Мискевич А. Б. Общественно-политическая активность: сущность, проблемы развития. Минск, 1991. – 168 с.

5. Жуганов A. B. Творческая активность личности. Содержание, пути формирования и реализации. М. 1991. – 141 с.

6. Шункова А. А. Социальная активность как эффективная форма профессиональной самореализации студентов : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием «Социально-гуманитарные молодежные проекты университетов – местному сообществу», г. Томск, 25-26 октября 2012 г. Томск : Издательство Томского университета, 2013. С. 208–211.

7. Меркулов П. А. Исторический опыт разработки и реализации государственной молодежной политики в России (вторая половина XIX в.– начало XXI в.). Орел : Изд-во ОФ РАНХиГС, 2014. – 487 с.

8. Сидоренко Н. С., Шувалов Н. В. Формы социальной активности студенческой молодёжи в годы перестройки (на материале Южного Урала) : материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Право, государство и экономика: проблемы теории, истории и практики», 12 мая 2017 г. Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2017. С. 50–54.

9. Мусатов В. В. Сахалинские эпизоды: к истории студенческого строительного отряда «Резонанс» Челябинского государственного университета : материалы региональной науч.-практич. конф. «Архив в социуме – социум в архиве». Челябинск, 2019. С. 305–309.

10. Бояршинова И. М. Молодежная политика на Южном Урале: 1985-2005 гг. Оренбург : ОГПУ, 2012. 154 с.

11. Сидоренко Н. С., Шувалов Н. В. Неформальные объединения студенческой молодёжи Челябинской области в годы перестройки // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 3. С. 145–149.

12. Соколова Н. А., Черникова Е. Г. Исследование социальной активности молодежи // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 3. С. 239–248.

13. Yeshpanova D., Narbekova G., Biyekenova N., Kuchinskaya J., Mukanova O. Social Activity of Youth in Social and Cultural Measurement. Procedia — Socialand Behavioral Sciences. 2014. Vol. 140, 109–114.