Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье анализируется динамика подходов к развитию социальной активности студентов вузов в ходе модернизации российского общества и образовательного пространства в конце XX – начале XXI вв.
Материалы и методы. Статья подготовлена на основе анализа научной литературы и комплекса документальных источников: правовых, архивных, материалов статистики и периодики по проблеме. В качестве основного метода выступает историко-генетический метод, позволяющий выявить влияние социально исторических факторов на содержание и формы педагогических практик формирования социальной активности студентов вузов в рассматриваемый период.
Результаты. Выявлена обусловленная связь форм и содержания культурно-исторических практик приобщения студентов вузов к социально активной деятельности модернизационными процессами российского общества и образовательного пространства конца XX – начала XXI вв.
Обсуждение. Формирование социально активной личности студента в процессе обучения в вузе выступает в качестве одной из важнейших задач современной системы высшего образования. Эффективное ее решение требует критического отношения к накопленному национальному опыту, преемственности и новациям, определяемым вызовами времени.
Заключение. Делается вывод о том, что формирование социальной активности студентов вузов достигается в рамках партнерского взаимодействия студентов (вузов) и государства в рамках реализации государственной молодежной политики, требует безусловного соблюдения баланса интересов студенчества как субъекта и объекта этой политики, создания необходимых организационных и психолого-педагогических условий в конкретном вузе.
студенты, вузы, социальная активность, социальная деятельность, государственная молодежная политика
– проведен анализ социально ориентированных практик студентов вузов Южного Урала в 1980-е – 2000-е годы;
– выявлены и охарактеризованы их основные формы и содержание, обобщены количественные показатели;
– прослежена обусловленность смены принципов и методов приобщения студентов вузов к социально активной деятельности модернизационными процессами российского общества и образовательного пространства в конце XX– в начале XXI вв.
Сидоренко, Н. С. СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ [Текст] / Н. С. Сидоренко, Н. А. Соколова, Н. В. Шувалов, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2019. — № 4. — С. 202-214. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.55.89.013.
1. Сидоренко Н. С., Шувалов Н. В. Молодёжь и перестройка: студенты вузов Южного Урала во второй половине 1980-х годов. Челябинск : Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2019. – 228 с.
2. Сидоренко Н. С., Будаева М. Н. Творческая самореализация студентов Южного Урала в 1990-е гг. // Грамота. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. В 3-х ч. Тамбов : Грамота, 2015. № 11 (61). Ч. III. C. 138–141. ISSN 1997-292X.
3. Труд и социальная активность молодежи. Минск : Изд-во БГУ, 1972. 240 с.
4. Мискевич А. Б. Общественно-политическая активность: сущность, проблемы развития. Минск, 1991. – 168 с.
5. Жуганов A. B. Творческая активность личности. Содержание, пути формирования и реализации. М. 1991. – 141 с.
6. Шункова А. А. Социальная активность как эффективная форма профессиональной самореализации студентов : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием «Социально-гуманитарные молодежные проекты университетов – местному сообществу», г. Томск, 25-26 октября 2012 г. Томск : Издательство Томского университета, 2013. С. 208–211.
7. Меркулов П. А. Исторический опыт разработки и реализации государственной молодежной политики в России (вторая половина XIX в.– начало XXI в.). Орел : Изд-во ОФ РАНХиГС, 2014. – 487 с.
8. Сидоренко Н. С., Шувалов Н. В. Формы социальной активности студенческой молодёжи в годы перестройки (на материале Южного Урала) : материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Право, государство и экономика: проблемы теории, истории и практики», 12 мая 2017 г. Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2017. С. 50–54.
9. Мусатов В. В. Сахалинские эпизоды: к истории студенческого строительного отряда «Резонанс» Челябинского государственного университета : материалы региональной науч.-практич. конф. «Архив в социуме – социум в архиве». Челябинск, 2019. С. 305–309.
10. Бояршинова И. М. Молодежная политика на Южном Урале: 1985-2005 гг. Оренбург : ОГПУ, 2012. 154 с.
11. Сидоренко Н. С., Шувалов Н. В. Неформальные объединения студенческой молодёжи Челябинской области в годы перестройки // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 3. С. 145–149.
12. Соколова Н. А., Черникова Е. Г. Исследование социальной активности молодежи // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 3. С. 239–248.
13. Yeshpanova D., Narbekova G., Biyekenova N., Kuchinskaya J., Mukanova O. Social Activity of Youth in Social and Cultural Measurement. Procedia — Socialand Behavioral Sciences. 2014. Vol. 140, 109–114.