Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 2 (155) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.155.2.015
УДК: 378.937: 371.9
ББК: 74.480.8: 74.5
Е. В. Шереметьева ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. В. Плотникова ORCID
Старший преподаватель кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А. А. Ковалева ORCID
Старший преподаватель кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ КАК УСЛОВИЕ КОРРЕКЦИИ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность и эффективность повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций в аспекте коррекционно-предупредительной работы с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью. Коррекционно-предупредительная работа строилась с использованием средств фольклора в формировании темпа и ритма речи детей раннего возраста, систематизированных в авторском курсе «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью».

Материалы и методы. Авторы описали организацию эксперимента и содержание коррекции темпо-ритмической организации речи неговорящих детей раннего возраста на материале малых форм фольклора.

Базовым методологическим положением исследования стала культурно-историческая теория Л. С. Выготского, согласно которой речевое развитие ребёнка раннего возраста возможно только при формирующем воздействии специально организованной взрослым окружением коммуникативной среды [1, с. 81]. Для этого надо научить взрослых организовывать познавательную и коммуникативную среду, способствующую компенсации нарушений в развитии. При этом под речевым развитием мы понимаем гармоничное становление единой сложной системы взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов, располагающихся в определенной структурной иерархии, начиная с первичного просодического уровня.

Авторы изложили их понимание основных компонентов темпа и ритма речи детей третьего года жизни в рамках данного исследования. Разработаны и апробированы методы и приемы диагностики и коррекции темпа и ритма речи для детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью. Выделены наиболее эффективные и соответствующие раннему возрасту формы фольклора для формирования темповой и ритмической организации речи: потешки, пестушки, прибаутки.

Результаты. Нами разработана диагностика интонационно-ритмических процессов устной речи у детей раннего возраста с отк-лонениями в овладении речью; предложена технология коррекционно-предупредительно воздействия на интонационно-ритмические процессы, позволяющая своевременно компенсировать нарушения в речевом развитии детей раннего возраста; разработан и апробирован авторский курс для программы магистратуры «Психолого-педагоги-ческое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в ов-ладении речью», который может использоваться в системе повышения квалификации педагогов, работающих с детьми раннего возраста.

Обсуждение.Подчеркивается, что результативностью пилот-ного исследования является компенсация нарушений устноречевого развития неговорящих детей раннего возраста как следствие овладения определенными профессиональными компетенциями педагогами, освоившими образовательную дисциплину «Психолого-педагоги-ческое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью».

Заключение. В результате, мы уверены, что народный фольклор является важным средством повышения эффективности коррекционного формирования темпа и ритма, как базовых предпосылок устной речи у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью и способствует формированию духовно-нравственных ценностей родной для ребёнка культурной, национальной среды. И если включить это содержание в программу повышения квалификации педагогов ДОО, работающих с детьми раннего возраста, то неговорящие дети раннего возраста начинают овладевать устной речью, и отклонения в овладении речью своевременно компенсируются.

Ключевые слова

повышение квалификации; темп речи; развитие речи; ритм речи; ранний возраст; отклонения в овладении речью; народный; фольклор

Основные положения

– разработано содержание, методы и приемы диагностики темпо-ритмической организации речи у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью;

– систематизированы малые фольклорные формы для детей раннего возраста, способствующие формированию темпо-ритмический основы устной речи;

– на основе систематизации разработаны методы и приемы коррекционно-предупредительного воздействия на темпо-ритмическую основу устной речи в раннем возрасте;

– разработан обучающий курс «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью» и апробирован в рамках программы магистратуры «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи». Может использоваться для повышения квалификации педагогов, работающих с детьми раннего возраста.

Цитировать публикацию

Шереметьева, Е. В.  ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ КАК УСЛОВИЕ КОРРЕКЦИИ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА [Текст] / Е. В. Шереметьева, Е. В. Плотникова, А. А. Ковалева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  2 (155). — С. 232-251. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.155.2.015.

Библиографический список

1. Шереметьева Е. В. От рождения до первой фразы: тернистый путь к общению : монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2019. – 282 с.

2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Основы теории и практики. М. : Эксмо, 2014. – 288 с.

3. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений. 3-е изд., доп. М. : АРКТИ, 2003. – 240 с.

4. Лазуренко С. Б. Психическое развитие детей с нарушениями здоровья в раннем возрасте : монография. М. : ЛОГОМАГ, 2015. – 255 с.

5. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. М. : ТЦ Сфера, 2003. – 176 с.

6. Приходько О. Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации: монография. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 208 с.

7. Белякова Л. И., Филатова Ю. О., Харенкова А. В. Онтогенез речевых и двигательных ритмов у детей до 3х лет  // Вопросы психолингвистики. 2013. № 2 (18). С. 100–113.

8. Тонкова-Ямпольская Р. В. Начальные этапы становления детской речи // Журнал высшей нервной деятельности имени И. П. Павлова. 1966. Т. 16. № 2. С. 351–356.

9. Филатова Ю. О. Влияние ритмических процессов на развитие речеязыковой функции // Актуальные вопросы коррекционной педагогики, специальной психологии и детской психиатрии : сб. материалов Международной научной конф., 23-24 апреля 2008 г. Санкт-Петербург :  Издательство Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, 2008. С. 445–448.

10. Белякова Л. И., Филатова Ю. О. Ритм речевых и неречевых процессов у детей в норме и при речевой патологии // Вопросы психолингвистики. 2012. № 16. С. 84–91.

11. Ляпина Н. С. Формирование элементарной ритмической способности у детей раннего возраста, перенесших перинатальное поражение центральной нервной системы // Вестник ЧГПУ. 2016. №  3. С. 125–134.

12. Филатова Ю. О. Речевые и моторные ритмические процессы и модель их развития у детей с нарушениями речи : дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2014. – 310 с.

13. Чуева И. Г. Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм // Вопросы дошкольной педагогики. 2016. № 3. С. 77–79.