Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 2 (155) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.155.2.009
УДК: 378
ББК: 74.48
Е. Ю. Никитина ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Р. А. Литвак ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Челябинский государственный институт культуры
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
К. С. Ахметова ORCID
Старший преподаватель кафедры экономической теории и права, Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина, Нур-Султан, Республика Казахстан
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МАГИСТРАНТОВ
Аннотация

Введение. Рассматриваются некоторые концептуальные положения, связанные с понятиями «ценности» и «ориентация на ценности». Прежде всего, культурно-философских, социологических и натуралистических концепций, т. е. раскрывающих гуманистичес-кие основы социальных ценностей. Также проанализированы ведущие идеи психологов о ценностях и ориентации личности на ценнос-ти. Цель статьи — обосновать и раскрыть авторское представление о развитии социальных ценностей у магистрантовотносительно системы отношений в социуме, опираясь на такие механизмы, как пот-ребности личности, мотивация.

Материалы и методы. Основной метод исследования — анализ научной литературы, раскрывающей приоритет социальных ценностей личности в ситуации современного общества, когда формируются новые представления о человеке «новой цивилизации» с его потребительскими установками на материальные запросы. Требуются новые подходы к решению столь важных задач, как: готовность личности к принятию изменившихся объективных ценностей; оценка своих возможностей, выбор деятельности и др. Исследование предполагает применение диагностических методик, включающих наблюдение, опрос, беседу, тестирование, методы статистической обработки.

Результаты. На основе анализа концепций оценностных ориентациях представлена авторская трактовка понятий «ценности» и «ориентация магистров на ценности», что связано с процессом совершенствования жизнедеятельности и осознанным выбором обучающимся социальных ценностей. Авторами представлены разработанные психолого-педагогические условия ориентаций личности на ценности. Выявлены эффективные методы в педагогическом опыте, который используется по развитию социальных ценностей у магистрантов.

Обсуждение. Обсуждается отношение личности к ценностям конкретного социума, что позволяет раскрыть внутренний потенциал личности магистрантов.

Заключение. Делается вывод о том, что развитие социальных ценностей приобретают статус внутреннего регулятора, а выделенные теоретико-методологические аспекты и педагогические условия способствуют развитию социальных ценностей у магистрантов.

Ключевые слова

ценности; ориентация на ценности; ценностные отношения; ценностное самоопределение

Основные положения

– определен приоритет социальных ценностей личности в ситуации современного  общества;

– представлен понятийно-категориальный аппарат исследования проблемы с опорой на целевой замысел разработки проблемы, связанной с методологией и практикой ее осмысления и апробации;

– дано определение понятия «ориентация на социальные ценности»;

– выявлены педагогические условия эффективности развития социальных ценностей у магистрантов.

Цитировать публикацию

Никитина, Е. Ю.  ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МАГИСТРАНТОВ [Текст] / Е. Ю. Никитина, Р. А. Литвак, К. С. Ахметова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  2 (155). — С. 145-161. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.155.2.009.

Библиографический список

1. Кирьякова А. В. Педагогическая аксиология: учеб. пособие. М. : ИНФРА, 2016. – 283 с.

2. Пугач В. Е. Личность и культура в школе ХХI века: конфликт и взаимодействие // Педагогика. 2019. №2. С. 46–56.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность : учеб. пособие. М. : Смысл, 2005. – 431 с.

4. Циулина М. В., Гревцева Г. Я. Понятийный аппарат проблемы рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов педагогического вуза // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2018.Т.10. № 4. С. 37–48. (Серия «Образование. Педагогические науки»).

5. Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. М. : Голос, 2011.– 696 с.

6. Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2000. –720 с.

7. Бердяев Н. А. Философия свободы : монография. Харьков : Фолио, 2000. – 335 с.

8. Подольский А. И., Идобаева О. А. Quo vadis? Траектория ценностно-мотивационного развития современной российской молодежи // Вопросы психологии. 2019. № 2. С. 45–59.

9. Дармодехин С. В. Методологические проблемы развития государственной политики в области воспитания // Педагогика. 2018. № 6. С.41–52.

10. Беляев Г. Ю. Ценности и смыслы системы Караковского : диалог с современностью // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. № 1 (36). Т.2 . С. 64–74.

11. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. М. : Просвещение, 2009. – 234 с.

12. Щуркова Н. Е. Горизонт воспитания. М. : Изд-во ИТРК, 2018. – 160 с.

13. Караковский В. А. Стать человеком : общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М. : Творческая педагогика, 1993. – 80 с.

14. Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8-ми т.Т.2. М. : Педагогика, 1983. – 347 с.

15. Загвязинский В.И. Методология и методы педагогических исследований : учеб. пособие. М. : Академия, 2006. – 209 с.