Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 1 (154) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.154.1.002
УДК: 42/49(07): 378
ББК: 81.2-9: 74.480.223
Е. А. Бароненко ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Ю. А. Райсвих ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Татьяна Валентиновна Штыкова ORCID
доцент, ЮУрГГПУ, доцент
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ВИЗУАЛЬНЫЕ ОПОРЫ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕВЫХ ИНОЯЗЫЧНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Аннотация

Введение. Данная статья посвящена проблеме использования визуальных опор для формирования речевых умений у обучающихся факультетов иностранных языков в условиях мультикультурной среды. Цель статьи — конкретизировать возможности концептуальных решений представления информации в виде визуальных опор в процессе обучения иностранному языку с учётом психологического, когнитивного, эстетического факторов и мемо-фактора. Авторы рассматривают ряд факторов для правильного подбора визуальных опор с целью формирования речевых умений и предлагают дидактические решения их использования в процессе обучения иностранным языкам в высшей школе.

Материалы и методы. В статье представлены следующие методы исследования: обзор работ отечественных и зарубежных исследователей, а также нормативно-правовых и законодательных актов Российской Федерации в сфере образования; определение эффективности факторов для правильного подбора визуальных опор для вербальных текстов, а также выявление уровня сформированности речевых умений у обучающихся факультета иностранных языков посредством диагностических методик, таких как наблюдение, анкетирование, тестирование и методы обработки данных.

Результаты. Многолетний опыт педагогической деятельности на факультете иностранных языков позволяет убедиться в том, что системное использование визуальных опор в процессе формирования умений речевого общения снимает сложности процесса порождения речевого высказывания на иностранном языке и оказывает значительную помощь обучающимся в решении поставленной коммуникативной задачи. Наряду с этим визуальные опоры способствовали обмену ценностными ориентациями у обучающихся разных этнических и культурных групп, что явилось базисом для развития межкультурной компетенции обучающихся на более высоком уровне.

Обсуждение. В современной педагогической науке имеет место тот факт, что процесс обучения иностранному языку невозможно представить без использования визуальных опор, которые не только интенсифицируют мыслительную деятельность обучающихся, но и активизируют речевые умения, что гарантирует более быстрый переход к свободному говорению.

Заключение. Использование визуальных опор как лонгитюд в процессе обучения иностранному языку наглядно продемонстрировало, что у обучающихся экспериментальной группы, в которой дидактический акцент был сделан на сочетание вербальных текстов и визуальных опор, были сняты сложности речевого общения на изучаемом иностранном языке, повысился уровень готовности к знакомству с иноязычной культурой и,  следовательно, была сформирована межкультурная компетенция на более высоком уровне.

Ключевые слова

визуальные опоры, фактор психологического воздействия, когнитивный фактор, эстетический фактор, мемо-фактор, критерии отбора визуальных опор, речевые умения, межкультурная компетенция

Основные положения

– выявлена роль визуальных опор для снятия барьеров при решении коммуникативной задачи в процессе формирования умений речевого общения у обучающихся факультетов иностранных языков;

– определены факторы воздействия визуальных опор на обучающихся, а именно, фактор психологического воздействия, когнитивный фактор, эстетический фактор, мемо-фактор;

– проанализированы критерии отбора визуальных опор для более наглядной иллюстрации содержания вербального текста;

– выявлена роль визуальных опор для культурного и ценностного обмена между представителями разных этнических и культурных групп и их готовности к интеграции в современном мультикультурном обществе.

Цитировать публикацию

Бароненко, Е. А.  ВИЗУАЛЬНЫЕ ОПОРЫ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕВЫХ ИНОЯЗЫЧНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ [Текст] / Е. А. Бароненко, Ю. А. Райсвих, Татьяна Валентиновна Штыкова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  1 (154). — С. 23-42. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.154.1.002.

Библиографический список

1. Формирование межкультурной компетенции у студентов вузов в процессе преподавания иностранных языков / Р. И. Кусарбаев [и др.] // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 9. С. 53–60.

2. Власенко О. Н. Толерантность как важная составляющая социокультурной компетенции студентов // Теоретические и прикладные аспекты лингвообразования. Кемерово: КузГТУ, 2017. С. 14–17.

3. Санникова С. В. Межкультурный компонент профессионально-ориентированного обучения гуманитариев // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2016. № 1. С. 88–100.

4. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Москва : Книга по Требованию. 2012. Том 1. – 665 с.

5. Нестерова С. В. Способы оптимизации обучения устному иноязычному монологическому высказыванию в неязыковом вузе // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2018. № 2. С. 136-147.

6. Т. В. Подготовка будущих учителей к межкультурному профессиональному взаимодействию с использованием технологии CLIL / Л. А. Белова [и др.] // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 4. С. 9–16.

7. Быстрай Е. Б., Скоробренко И. А. Формирование познавательного интереса будущих учителей к изучению иностранного языка с использованием кейс-стади // Теоретические и прикладные аспекты лингвообразования : сборник научных статей Межвузовской научно-практической конференции / под редакцией Л. С. Зникиной. Кемерово : КузГТУ. 2019. С. 146–150.

8. Антипова Н. Б. Роль визуальных опор в обучении говорению на начальном этапе в условиях зарубежного вуза // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3 (76). С. 69–70.

9. Бароненко Е. А., Райсвих Ю. А., Штыкова Т. В. Межкультурное воспитание в условиях современной школы // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2019. № 4. С. 9–24.

10. Спирина Е. М., Чернякова Ю. С. Эффективные способы стимулирования познавательного интереса на уроках иностранного языка // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2019. № 5. С. 11–23.

11. Бароненко Е. А., Райсвих Ю. А., Скоробренко И. А. Опыт организации межкультурного тренинга в образовательном пространстве вуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2019. № 3. С. 20–39.

12. Титова С. В. Проблема адекватной визуализации информации в преподавании иностранных языков // Вестник Московского университета. 2006. № 3. С. 14–23. (Серия 19 «Лингвистика и межкультурная коммуникация»).

13. Вульфович Е. В. Обучение устной речи на занятиях английскому языку с использованием Интернет-сервисов для создания визуальных опор // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2016. № 2 (36). С. 11–15.

14. Малькина А. П. Визуализация как способ понимания иноязычного текста по специальности в обучении иностранному языку (неязыковой вуз) // Вестник ТГУ. 2008. Вып. 2 (58). С. 239–245.

15. Волкова М. А. Принцип визуализации как фактор активизации познавательного интереса студентов на уроках русского языка как иностранного // The world of academia: Culture, Education. 2019. № 2. С. 87–94.

16. Изотова Н. В., Буглаева Е. Ю. Система средств визуализации при обучении иностранному языку // Вестник Брянскогогосударственного университета. 2015. № 2. С.70–74.