Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье обоснованы психологические основания вариативности дистанционных форматов обучения в высшем образовании в структуре становления профессиональной деятельности студентов, включающей высокий уровень интеллектуальной деятельности, активности, самостоятельности и творчества; представлен обзор законодательных актов доступности дистанционного обучения и основные идеи исследователей по проблеме качественного усвоения учебных знаний в условиях удалённого обучения. Цель статьи — выявить психологические основания вариативности дистанционных форматов обучения в высшем образовании.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта, самоактуализационный тест Э. Шострома (блок отношения к познанию: шкалы познавательной потребности и креативности), личностный опросник Р. Кэттела (шкала В: интеллект), тестирование (умения: предметные, учебные и интеллектуальные; навыки, степень обученности).
Результаты. Вариативность дистанционного обучения в высшем образовании основанная на качественном изменении образовательного процесса в условиях цифровизации обеспечивается механизмами формирования интеллектуальной зрелости и деятельности обучающихся, основанных на базовых свойствах интеллекта (уровневые, комбинаторные, процессуальные, регуляторные).
Обсуждение. Подчёркивается, что вариативность дистанционных форматов обучения в высшем образовании обеспечивает становление студента в образе «Я» – профессионала в комплексе: высокого уровня интеллектуальной зрелости, сознательности, активности, самостоятельности и рефлексии для успешного освоения содержания образования.
Заключение. В статье раскрыты психологические основания вариативности дистанционных форматов обучения в высшем образовании в период пандемии.
дистанционное обучение; высшее образование; вариативность; универсальность; интеллектуальная зрелость; самопознание; самосознание; активность; опыт; рефлексия; системное знакотворчество; способности; самостоятельность; студенты
– вариативность дистанционных форматов обучения в высшем образовании характеризуется инновационной направленностью и открытостью к новым качественным изменениям, что обеспечивается высоким уровнем самостоятельности студентов и раскрытием потенциальных возможностей личности (саморегуляция, опыт, рефлексия, творчество и пр.);
– психологическими основаниями вариативности дистанционного обучения в высшем образовании являются: интеллектуальная зрелость, самопознание и самосознание, активность, опыт, рефлексия, самостоятельность;
– результативность вариативности проявляется в качественном освоении содержания образования в оптимальных условиях дифференциации и индивидуализации дистанционного обучения на основе обновления содержания учебного взаимодействия педагогов и студентов в рамках согласованных действий, оказания интеллектуальной, индивидуальной и психологической помощи обучающимся.
Бутенко, Наталья Валентиновна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВАРИАТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМАТОВ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ [Текст] / Наталья Валентиновна Бутенко, А. А. Богатырев, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2020. — № 5 (158). — С. 208-222. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.158.5.015.