Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Актуализируется проблема склонности подростков к рискованному поведению и ее взаимосвязь с неспособностью преодоления ими различных стрессовых ситуаций; представлен обзор основных идей современных исследователей по проблемам рискованного поведения обучающихся. Копинг рассматривается как один из важных процессов их социальной адаптации.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме рискованного поведения детей и подростков, и анкетирование обучающихся 6–11-х классов. При разработке анкеты были учтены основные факторы рискованного поведения и факторы снижения риска, классификация рисков.
Результаты. Выделены: основная причина начала употребления психоактивных веществ подростками, источники получения интересующей подростков информации, предпочтения подростков при организации досугового времени. На основе результатов разработана модель педагогического содействия формированию личностных копинг-ресурсов школьников, в которой представлены все участники образовательных отношений. Модель позволяет формировать у обучающихся личностные копинг-ресурсы, необходимые для успешного преодоления стрессовых ситуаций, решения проблем подростков, профилактики их рискованного поведения; способствует их успешной социализации и социальной адаптации.
Обсуждение. Обосновывается необходимость предупреждения рискованного поведения детей и подростков при осуществлении образовательной деятельности в условиях общеобразовательной организации, так как активное становление совладающего поведения, осознание и понимание системы духовно-нравственных ценностей приходится именно на подростковый и ранний юношеский возраст.
Заключение. Обозначены и аргументированы условия, которые будут способствовать профилактике рискованного поведения подростков. К числу таких условий отнесены:
а) сформированность мотива педагогического содействия; включенность всех категорий педагогов в деятельность по созданию личностно-развивающей образовательной среды для школьников и активное их взаимодействие с родителями обучающихся;
б) вовлечение детей и подростков в активную познавательную деятельность, в дополнительное образование, в социально активную деятельность;
в) укрепление детско-родительских отношений;
г) использование различных организационных форм педагогической деятельности, в том числе — продвижение информации, способствующей предупреждению рискованного поведения подростков, через интернет, а также через педагогов и семью.
копинг; совладающее поведение; рискованное поведение подростков; педагогическое содействие; личностные копинг-ресурсы школьников
– обоснована взаимосвязь рискованного поведения подростков с неспособностью преодоления ими различных стрессовых ситуаций;
– представлены результаты исследования причин возможного рискованного поведения подростков. Результаты анкетирования положены в основу модели педагогического содействия формированию личностных копинг-ресурсов школьников;
– определены необходимые организационные и психолого-пе-дагогические условия эффективной профилактики рискованного поведения подростков в условиях общеобразовательной организации.
Серышева, О. М. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ КОПИНГА [Текст] / О. М. Серышева, Н. П. Шитякова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2021. — № 2 (162). — С. 158-185. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.162.2.009.
1. Фахрадова Л. Н., Разварина И. Н., Смолева Е. О. Рискованное деструктивное поведение подростков и условия его формирования // Проблемы развития территории. 2017. № 1. С. 114–129.
2. Лакреева А. В., Варуха Л. В. Склонность к риску как фактор девиантного поведения подростков // Концепт : научно-методический электронный журнал. 2016. Т. 24. С. 141–146.
3. Левкова Т. В. Личностные ресурсы развития продуктивных копинг-стратегий у студентов вуза // Современные научные исследования и инновации : электронный научно-практический журнал. 2015. № 1. Ч. 3. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/01/45521 (дата обращения: 12.02.2021).
4. Крюкова Т. Д. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 2. С. 5–15
5. Левченко В. О. Психологические стратегии совладающего поведения как детерминанта личностной успешности подростков : дис. ... д-ра псих. наук. Ставрополь, 2010. – 238 с.
6. Белинская Е. П. Совладание как социально-психологическая проблема // Психологические исследования : электрон. науч. журн. 2009. № 1 (3). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2009n1-3/54-belinskaya3.html (дата обращения: 24.02.2021).
7. Ульянова И. В., Попова Т. А. Рискованное поведение подростков как педагогический феномен // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 9-2. С. 343–349.
8. Брюно В. В. Рискованное сексуальное поведение современных подростков в России. Часть I // Социологическая наука и социальная практика. 2018. Т. 6. № 4. С. 117–129. DOI: 10.19181/snsp.2018.6.4.6089.
9. Козлова И. В. Рискованное сексуальное поведение среди потребителей алкоголя в молодёжной среде (социологический анализ) // Социологическая наука и социальная практика. 2018. Т. 6. № 4. С. 130–138. DOI: 10.19181/snsp.2018.6.4.6090.