Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2021 № 2 (162) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2021.162.2.009
УДК: 37
ББК: 74.2
О. М. Серышева ORCID
Директор, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 61 г. Челябинск», г. Челябинск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Н. П. Шитякова ORCID
Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и предметных методик, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ КОПИНГА
Аннотация

Введение. Актуализируется проблема склонности подростков к рискованному поведению и ее взаимосвязь с неспособностью преодоления ими различных стрессовых ситуаций; представлен обзор основных идей современных исследователей по проблемам рискованного поведения обучающихся. Копинг рассматривается как один из важных процессов их социальной адаптации.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме рискованного поведения детей и подростков, и анкетирование обучающихся 6–11-х классов. При разработке анкеты были учтены основные факторы рискованного поведения и факторы снижения риска, классификация рисков.

Результаты. Выделены: основная причина начала употребления психоактивных веществ подростками, источники получения интересующей подростков информации, предпочтения подростков при организации досугового времени. На основе результатов разработана модель педагогического содействия формированию личностных копинг-ресурсов школьников, в которой представлены все участники образовательных отношений. Модель позволяет формировать у обучающихся личностные копинг-ресурсы, необходимые для успешного преодоления стрессовых ситуаций, решения проблем подростков, профилактики их рискованного поведения; способствует их успешной социализации и социальной адаптации.

Обсуждение. Обосновывается необходимость предупреждения рискованного поведения детей и подростков при осуществлении образовательной деятельности в условиях общеобразовательной организации, так как активное становление совладающего поведения, осознание и понимание системы духовно-нравственных ценностей приходится именно на подростковый и ранний юношеский возраст.

Заключение. Обозначены и аргументированы условия, которые будут способствовать профилактике рискованного поведения подростков. К числу таких условий отнесены:

а) сформированность мотива педагогического содействия; включенность всех категорий педагогов в деятельность по созданию личностно-развивающей образовательной среды для школьников и активное их взаимодействие с родителями обучающихся;

б) вовлечение детей и подростков в активную познавательную деятельность, в дополнительное образование, в социально активную деятельность;

в) укрепление детско-родительских отношений;

г) использование различных организационных форм педагогической деятельности, в том числе — продвижение информации, способствующей предупреждению рискованного поведения подростков, через интернет, а также через педагогов и семью.

Ключевые слова

копинг; совладающее поведение; рискованное поведение подростков; педагогическое содействие; личностные копинг-ресурсы школьников

Основные положения

– обоснована взаимосвязь рискованного поведения подростков с неспособностью преодоления ими различных стрессовых ситуаций;

– представлены результаты исследования причин возможного рискованного поведения подростков. Результаты анкетирования положены в основу модели педагогического содействия формированию личностных копинг-ресурсов школьников;

– определены необходимые организационные и психолого-пе-дагогические условия эффективной профилактики рискованного поведения подростков в условиях общеобразовательной организации.

Цитировать публикацию

Серышева, О. М.  ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ КОПИНГА [Текст] / О. М. Серышева, Н. П. Шитякова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2021. — №  2 (162). — С. 158-185. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.162.2.009.

Библиографический список

1. Фахрадова Л. Н., Разварина И. Н., Смолева Е. О. Рискованное деструктивное поведение подростков и условия его формирования // Проблемы развития территории. 2017. № 1. С. 114–129.

2. Лакреева А. В., Варуха Л. В. Склонность к риску как фактор девиантного поведения подростков // Концепт : научно-методический электронный журнал. 2016. Т. 24. С. 141–146.

3. Левкова Т. В. Личностные ресурсы развития продуктивных копинг-стратегий у студентов вуза // Современные научные исследования и инновации : электронный научно-практический журнал. 2015. № 1. Ч. 3. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/01/45521 (дата обращения: 12.02.2021).

4. Крюкова Т. Д. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 2. С. 5–15

5. Левченко В. О. Психологические стратегии совладающего поведения как детерминанта личностной успешности подростков : дис. ... д-ра псих. наук. Ставрополь, 2010. – 238 с.

6. Белинская Е. П. Совладание как социально-психологическая проблема // Психологические исследования : электрон. науч. журн. 2009. № 1 (3). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2009n1-3/54-belinskaya3.html (дата обращения: 24.02.2021).

7. Ульянова И. В., Попова Т. А. Рискованное поведение подростков как педагогический феномен // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 9-2. С. 343–349.

8. Брюно В. В. Рискованное сексуальное поведение современных подростков в России. Часть I // Социологическая наука и социальная практика. 2018. Т. 6. № 4. С. 117–129. DOI: 10.19181/snsp.2018.6.4.6089.

9. Козлова И. В. Рискованное сексуальное поведение среди потребителей алкоголя в молодёжной среде (социологический анализ) // Социологическая наука и социальная практика. 2018. Т. 6. № 4. С. 130–138. DOI: 10.19181/snsp.2018.6.4.6090.