Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье рассматриваются аспекты психолого-педагогического сопровождения наставничества обучающихся в современной школе. Дается подробное описание направлений психолого-педагогического сопровождения: психодиагностика, психологическое консультирование, профилактика и просвещение. Выделены и охарактеризованы компоненты личностного развития наставников и наставляемых: когнитивный, мотивационный, эмоционально-волевой, ценностный и поведенческий. По каждому компоненту проведена диагностика изменений личностных особенностей наставников и наставляемых и представлены ее результаты.
Материалы и методы. Материалом для публикации послужили работы, посвященные проблеме психолого-педагогического сопровождения развития детей и подростков в общеобразовательной школе. Основными методами исследования являются анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме наставничества, сравнительно-сопоставительный метод, анкетирование, тестирование, эксперимент (констатирующий и контрольный), метод экспертных оценок, психодиагностические методики.
Результаты. В рамках исследования проведена диагностика личностных особенностей наставников и наставляемых по форме наставничества «ученик-ученик» в первом и третьем триместрах. Представлен анализ результатов диагностики личностного развития учащихся-наставляемых и учащихся-наставников по каждому компоненту: когнитивному, мотивационному, эмоционально-волевому, ценностному и поведенческому.
Обсуждение. В психолого-педагогическом сопровождении наставничества по форме «ученик-ученик» выделены такие направления работы, как: психодиагностика, групповое и индивидуальное консультирование, коррекционно-развивающая работа, просвещение и профилактика. Диагностика личностных особенностей обучающихся (наставников и наставляемых), проведенная на основе разработанного тест-планшета, позволила подтвердить эффективность психолого-педагогического сопровождения и обосновать преимущества наставничества по форме «ученик-ученик» в целях максимально полного раскрытия потенциала личности обучающихся.
Заключение. Делается вывод о том, что изменение личностных показателей обучающихся (наставников и наставляемых), выявленное с помощью психодиагностических методик, говорят об эффективности не только предложенных подходов к психолого-педагогическому сопровождению наставнической деятельности, но и программы наставничества в целом.
психолого-педагогическое сопровождение; наставничество; наставник; наставляемый; внешняя и внутренняя мотивация; ценностные ориентации; психодиагностические методики
– методологической основой психолого-педагогического сопровождения является личностно-ориентированный подход, теория педагогической поддержки, концепция психического и психологического здоровья, что позволяет выделить основные характеристики психолого-педагогического сопровождения наставничества обучающихся: приоритетность потребностей, целей и ценностей обучающихся с учетом их индивидуальных, субъектных и личностных особенностей; создание условий для самоактуализации и самореализации через сотрудничество ученика-наставника и педагога, в котором происходит взаимодействие и обмен опытом; психопрофилактика возникновения проблем адаптации и взаимодействия наставников с наставляемыми;
– психолого-педагогическое сопровождение наставничества по форме "ученик-ученик" осуществляется в диагностическом, консультационном, просветительском и профилактическом направлениях, обеспечивающих создание условий для развития личности обучающихся (наставников и наставляемых) по всем компонентам: когнитивному, мотивационному, эмоционально-волевому, ценностному.
Леонова, Е. А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАСТАВНИЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [Текст] / Е. А. Леонова, С. П. Веретенникова, Ю. В. Ребикова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2023. — № 4 (176). — С. 257-280. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.176.4.014.
1. Ильясов Д. Ф., Стоянкина Н. Н., Науменко Л. С., Шишина В. В. Формирование готовности успешных школьников к осуществлению наставничества в системе взаимоотношений «ученик-ученик» // Казанский педагогический журнал. 2018. № 6 (131). С. 108–114. EDN: YRNAPB
2. Столбова Е. А., Цилицкий В. С. Формирование основ ценностных ориентаций современных подростков вовлечения в практики наставничества // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2021. № 1. С. 197–209. DOI 10.25588/CSPU.2021.161.1.011. EDN: BZRRMD
3. Бокова О. А., Тарахов С. И. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной среде: современные теоретические предпосылки исследования // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5. С. 243–247. DOI 10.24411/1991-5497-2019-00101. EDN: DPMUHF
4. Пряничникова Я. Д. Что из себя представляет психолого-педагогическое сопровождение в школе? // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2020. № 4. С. 108–117. EDN: VAUTYY
5. Шерешкова Е. А. Психологическая коррекция тревожности у старших подростков в предэкзаменационный период // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/10PSMN522.pdf (дата обращения: 07.06.2023). EDN: CFRTHX
6. Долгова В. И., Гольева Г. Ю. Эмоциональная устойчивость личности : монография. М. : Издательство «Перо», 2014. – 173 с.