Вестник
Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682
Импакт-фактор РИНЦ: 0.236

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 4 Педагогические науки
Показать полный текст
DOI: 10.25588/CSPU.2018.86..4..013
УДК: 378.14
ББК: 74.480.26
Наталья Павловна Шитякова ORCID
Доцент, ЮУрГГПУ, профессор кафедры педагогики, психологии и предметных методик
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Ирина Валерьевна Верховых ORCID
ЮУрГГПУ, доцент
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГОЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ СЕМЬИ В ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
Аннотация

Введение. В статье представлены результаты исследовательской и проектной работы по определению образовательных результатов подготовки педагогов-психологов к одной из актуальных и вызывающих затруднения функций профессиональной деятельности – психолого-педагогическому сопровождению семьи в духовно-нравственном развитии детей.

Цель статьи – раскрыть основные источники и методы проектирования результатов осваиваемой образовательной программы, обеспечивающие их востребованность и практикоориентированность.

Материалы и методы. Для достижения цели были использованы такие методы как анализ научной литературы, опрос участников исследования, ранжирование, метод декомпозиции (профессиональных компетенций), процедура формулирования целей-результатов на основе таксономии Б. Блума, SMART-планирование.

Результаты. На основе системно-деятельностного подхода сформулированы образовательные результаты освоения модуля магистерской программы, отвечающие требованиям конкретности, диагностичности, достижимости. Использование их перечня для проектирования содержания модулей и учебных дисциплин обеспечит практико-ориентированный характер профессиональной подготовки.

Обсуждение. Отмечается, чтопри формулировании образовательных результатов вариативных дисциплин магистерской программы «Психолого-педагогическое сопровождение семьи» необходимо использовать результаты систематического изучения потребностей родителей в психолого-педагогической поддержке семьи в духовно-нравственном воспитании детей.

Заключение. Основными источниками определения образовательных результатов подготовки педагогов-психологов к психолого-педагогическому сопровождению семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей являются требования ФГОС ВО к планируемым результатам освоения основной образовательной программы, требования Профстандарта педагога-психолога к трудовым действиям, особенности процесса духовно-нравственного воспитания личности как предмета сопровождения, потребности родителей в его содержании и формах.

Ключевые слова

психолого-педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей, образовательные результаты профессиональной подготовки педагогов-психологов к психолого-педагогическому сопровождению семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей

Основные положения

изучены мнения родителей о духовно-нравственном воспитании детей в семье, о необходимос­ти психолого-педагогического сопровождения или поддержки этого процесса со стороны педагогов;

установлено наличие разных приоритетов родителей в выборе форм психолого-педагогической поддержки семьи в зависимости от принадлежности к той или иной социальной, территориальной, возрастной и т.п. группам;

сформулированы образовательные результаты вариативных дисциплин магистерской программы «Психолого-педагогическое сопровождение семьи»

Цитировать публикацию

Шитякова, Наталья Павловна  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГОЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ СЕМЬИ В ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ [Текст] / Наталья Павловна Шитякова, Ирина Валерьевна Верховых, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  4. — С. 120-128. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.86..4..013.

Библиографический список

1.  Дубровина, Ю.А. Анализ методологических подходов в организации психолого-педагогического сопровождения семьи [Текст] / Ю.А. Дубровина, Е.С. Набойченко // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 11. – С. 211–215.

2. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен [Текст]: учеб. пособие / Р.В. Овчарова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.

3. Кротенко, Е.С. Психолого-педагогическое сопровождение семей дошкольников в образовательной организации [Текст] / Е.С. Кротенко // Всероссийская научно-практическая конференция Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. – Ростов-н/Д, 2015. – № 3. – С. 241–244.

4 Васягина, Н.Н. Обучение как форма психолого-педагогического сопровождения родителей [Текст] / Н.Н. Васягина // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 3. – С. 126–132.

5. Vasilyeva, V.S. Tutoring in a family raising an infant with special health needs / V.S. Vasilyeva, L.A. Druzhinina, L.M. Lapshina, L.B. Osipova, E.V. Reznikova. – E-SdPTCONICIT – Espacios (ISSN07981015-Venezuela-Scopus), 1education(2018), 869393 Available from: http:// http://www.revistaespacios.com/a18v39n02/18390232.html.

6. Алипханова, Ф.Н. Профессиональная подготовка педагогов-психологов по осуществлению психологического просвещения родителей [Текст] / Ф.Н. Алипханова. – Москва-Берлин: Директ медиа. – 2018. – 200 с.

7. Кондрашева, Ю.В. Педагогическое сопровождение семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников [Текст] / Ю.В. Кондрашева, Э.В. Прудских В.Ф. Шорстова // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014. – С. 89–91.

8. Потаповская, О.М. Взаимодействие педагогов, детей и родителей в процессе духовно-нравственного воспитания [Текст] / О.М. Потаповская, И.В. Метлик // Воспитание школьников. – 2017. – № 2. – С. 21–29.

9. Галина, Л.М. Психолого-педагогическое сопровождение социально-эмоционального развития детей в семье и дошкольном учреждении [Текст] / Л.М. Галина // Личность и социальное развитие: материалы международной науч.-практ. конф. 28–29 марта 2013 года: сб. конф. НИЦ Социосфера. – Прага, 2013. – № 2018. – С. 53–57.

10. Стерхов, А.А. Взаимодействие педагога и семьи в духовно-нравственном развитии учащихся [Текст] / А.А. Стерхов // Педагогика: вопросы теории и практики. – 2017. – № 2(6). – С. 76–78.

11. Sadykova, S.A., Sokolova, L.B.Possibilities of extracurricular activities in the student's spiritual and moral formation. – 2016. – Social Sciences (Pakistan). – Available from: http://ijese.net/makale/1211.

12. Shukshina, T.I., Gorshenina, S.N., Neyasova, I.A. Pedagogical support of ethnic, social and cultural experience formation in primary school students. – 2017. – Man in India. – Available from: http://serialsjournals.com/articles.php?journals_id=40&volumes_id=1060&volumesno_id=1182.

13. Омарова, Н.А. Взаимодействие ДОО и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] / Н.А. Омарова, А.Э. Вильман // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). – Казань: Бук, 2017. – С. 47–49.

14. Потаповская, О.М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей [Текст] / О.М. Потаповская. – М.: Планета 2000, 2002. – 64 с.

15. Анненкова, Н.В. Готовность педагога к сопровождению семьи в вопросах воспитания [Электронной ресурс] / Н.В. Анненкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 32. – С. 6–11. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56654.htm. [Дата обращения: 29.06.2018].

16. Егорова, М.А. О подготовке кадров в условиях применения профессиональных стандартов в области образования (на примере педагога-психолога) [Текст] / М.А. Егорова // Психолого-педагогические исследования. – 2017. – № 3. – Т. 9. – С. 30–38.

17. Газиева, Я.З. Требования к профессиональной подготовке педагогов-психологов
[Текст] / Я.З. Газиева // Вестник Московского института государственного управления и права. – 2016. – №14. – С. 33–36.

18. Dolgova, V.I., Salamatov, A.A., Potapova, M.V., Yakovleva, N.O., Yakovlev, E.V. The research of the personality qualities of future educational psychologists. – 2016. – International Journal of Environmental and Science Education. – Available from: http://ijese.net/arsiv/146.

19. Shukshina, T.I., Buyanova, I.B., Neyasova, I.A. Substantive-processual aspects of professionally-oriented training organization of students of Pedagogical University. – 2018. – Astra Salvensis. – Available from: http://ijese.net/arsiv/43.

20. Shukshina, T.I., Gorshenina, S.N., Buyanova, I.B., Neyasova, I.A. Practice-oriented teachers’ training: Innovative approach. – 2016. – International Journal of Environmental and Science Education. – Available from: http://ijese.net/arsiv/43.

21. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского [Текст]. – М.:  ДАРЪ, 2007. – 1328 с.