Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 4 Психологические науки
Показать полный текст
DOI: 10.25588/CSPU.2018.22..4..018
УДК: 159.9.07
ББК: 88.3
Екатерина Владимировна Ольшанская ORCID
Российский университет транспорта (МИИТ), Гуманитарный институт, ассистент кафедры
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИДЕРСТВА В СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУППАХ ПЕРВОГО КУРСА
Аннотация

Введение. В статье обосновывается актуальность развития и выявления лидерского потенциала в студенческих группах; представлен обзор зарубежных теорий лидерства, разработанных исследователями за последнее время, переведенных автором на русский язык. Целью данной работы является исследование воздействия социально-психологических характеристик лидера на социально-психологические аспекты климата среди студентов первокурсников в контексте современной социокультурной ситуации.

Материалы и методы.К основным методам исследования, используемым в данной работе, можно отнести анализ научной литературы, посвященной проблеме лидерство, также диагностические методики, к которым относятся методика «Потерпевшие кораблекрушение» в модификации Т.В. Бендас и схема Бейлза-Шнейера,диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе.

Результаты. Представлены результаты эмпирического исследования социально-психологических характеристик лидерства среди студентов первого курса Российского университета транспорта. Выявлено соотношение перцептивных, скрытых, ориентированных на задачу, ориентированных на взаимоотношения лидеров. Проанализирована взаимосвязь между личностными качествами лидера и климатом в студенческих группах.

Обсуждение. Организация работы по развитию лидерского потенциала может быть осуществлена в системе высшего образования. Подчеркивается, что выбор того или иного лидера связан с задачами, которые необходимо решать группе, исходя из её стадии развития.

Заключение. Констатируется, что проблема развития лидерского потенциала в системе высшего образования имеет высокую актуальность в современных социокультурных условиях.

Ключевые слова

лидерство; перцептивное лидерство; трансформационное лидерство; лидерство служение; атрибутивное лидерство; деструктивный лидер; формальный лидер

Основные положения

• проанализированы и систематизированы современные теории лидерства;

• выявлены условия, способствующие формированию лидерского потенциала;

• продемонстрированы результаты исследования о соотношении скрытых и перцептивных лидеров, а также лидеров, ориентированных на решение задач и лидеров, ориентированных на взаимоотношения среди студентов первого курса;

• проанализирована взаимосвязь между социально-психологическими характеристиками лидера и социально-психологическим климатом в студенческой группе

Цитировать публикацию

Ольшанская, Екатерина Владимировна  СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИДЕРСТВА В СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУППАХ ПЕРВОГО КУРСА [Текст] / Екатерина Владимировна Ольшанская, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  4. — С. 164-171. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.22..4..018.

Библиографический список

1. Бендас, Т.В. Психология лидерства [Текст] / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.

2. Андриевская, Н.В. Социологический анализ современных молодежных движений: потенциал классических теорий лидерства [Текст] / Н.В. Андриевская // Вестник РУДН. Серия: Социология. – 2011. – № 1. – С. 46–54.

3. Дубро, Ю.С. Модель развития лидерства в коллективе старшеклассников [Электронный ресурс] / Ю.С. Дубро // Интернет-журнал «Науковедение». – 2015. – №4 (29). – С. 107–119. – Режим доступа: https://naukovedenie.ru/PDF/54PVN415.pdf [Дата обращения: 27.05.2018].

4. Арустамян Р. Проявление гендерных особенностей в политическом дискурсе [Текст] / Р. Арустамян, пер. М. А. Макурина, И. С. Пирожкова // Политическая лингвистика. – 2016. – № 6. – С. 244–248.

5. Кейха, А. Разработка модели интеллектуального лидерства для государственных университетов [Текст] / А. Кейха, Р. Ховейда, Н.М. Якуби // Форсайт. – 2017. – № 1. – С. 66–74.

6. Ильин, В.А. Психология лидерства [Текст]: учебник для бакалавриата и магистратуры / В.А. Ильин. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 311 с.

7. Курышева, О.В. Психологическая характеристика молодежи как возрастной группы [Текст] / О.В. Курышева // Logos et Praxis. – 2014. – №1. – С. 68–69

8. Robert J., Fitzgerald. Becoming Leo: Servant Leadership as a Pedagogical Philosophy. University High School Illinois State University Laboratory Schools. Critical Questions in Education, 2011. P. 75–85.

9. Кузнецов, Д.А. Факторы и методы развития лидерского потенциала перспективных руководителей [Текст] / Д.А. Кузнецов // Human Progress. – 2016. – Т. 2. – № 9. – С. 2–16.

10. Лейченко, О.Ф. Женское лидерство в современном мире [Текст] / О.Ф. Лейченко // Научные труды Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета. – 2009. – №21. – С. 269–276.

11. Павлов, Б.С. Девиантная субкультура студенческой аудитории Уральского вуза [Текст] / Б.С. Павлов // Экономика региона. – 2014. – №3. – С. 113–118

12. Никулина, И.В. Формирование лидерских качеств у студентов [Текст] / И.В. Никулина // СНВ. – 2016. – №4 (17). – С. 207–211.

13. Stogdill, R. Handbook of Leadership. A Survey of Theory and Research. N.Y., 1974. P. 7–16.

14. Сазонова, А.Л. Социология молодежи [Текст]: учебно-методические материалы / А.Л. Сазонова. – М.: Изд-во РГСУ, 2012. – 84 с.

15. Щетинина, Д.П., С. Зинченко, С.С. Формирование компетенции «Лидерство» в вузах [Текст] / Д.П. Щетинина, С.С. Зинченко // Российский психологический журнал. – 2016. – № 4. – С. 269–283.

16. Dr. George Sparks, Ph.D., Dr. Patricia Wolf, Dr. Andryce, M. Zurick (2015). Destructive Leadership: The Hatfield And Mccoy Feud. Kaplan University, USA, P. 307–326

17. John D. Hood, Ronald L. Poulson, Sylvia A. Mason, Tyrone C. Walker and John Dixon, Jr. An examination of traditional and nontraditional students’evaluations of professorial leadership styles: transformational versus transactional approach. 2009. Р. 1–12.

18. Ismail Verni Y., Armanu A., Hadiwidjojo Djumilah, Indrawati Nur Khusniyah Extra-role behavior modelling: personality concept and the role of servant leadership // RJOAS. 2016. № 12. P. 179–188.

19. Yudiawan Markiz, Setiawan Margono, Irawanto Dodi Wirawan, Rofiq Ainur The influences of leadership styles, organizational communication, and job sat-isfaction toward employees’ job performance in doing construction jobs: a study on three construction companies in jakarta // RJOAS. 2017. № 5 P. 168–176.

20. Lord, R.G., &Shondrick, S. J. Leadership and knowledge: Symbolic, connectionist, and embodied perspectives. The Leadership Quarterly, 2011. 22, 207–222.

21. Tracy Orr, Marti Cleveland-Innes. Appreciative Leadership: Supporting Education Innovation. Athabasca University. International Review of Research in Open and Distributed Learning Vol. 16. 2015. P. 235–239.