Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2022 № 5 (171) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2022.171.5.010
УДК: 371.263
ББК: 74.202.8
Д. Г. Тимерханов ORCID
Директор, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1 г. Челябинска», г. Челябинск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
И. И. Кацай ORCID
Заместитель директора по научно-методической работе, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1 г. Челябинска», г. Челябинск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность достижения индивидуальных образовательных результатов обучающимися на основе современных подходов к их оцениванию; сформулированы предложения по совершенствованию технологии разноуровневого обучения; представлено описание практического опыта по разработке и использованию оценочных материалов на основе вариативной типологии заданий и их индексов в условиях средневзвешенной системы оценивания. Цель статьи — выявить особенности подхода к разноуровневому обучению на основе средне-взвешенной системы оценивания как условия, обеспечивающего индивидуализацию образования.

Материалы и методы. В исследовании применялись методы контент-анализа научных источников, позволившие оценить проблемы и особенности дифференцированного обучения, подходов к разработке разноуровневых заданий, принципов средневзвешенной системы оценивания, формирования рефлексивных навыков у обучающихся. Для проверки гипотезы исследования проведен педагогический эксперимент, для обработки данных которого применялись методы статистической обработки данных. Дополнительными методами стали методики, позволившие провести диагностику: наблюдение, беседа, анкетирование.

Результаты. Проведенное исследование позволило сформулировать предложения по реализации разноуровневого подхода на основе средневзвешенной системы оценивания, обеспечивающего достижение индивидуальных образовательных результатов обучающимися, а значит, способствующие созданию условий для индивидуализации образования. Представлено описание типологии дифференциации и порядка разработки разноуровневых заданий; приведены примеры заданий для различных предметов.

Обсуждение. Подчеркивается, что результативностью проекта является обеспечение индивидуализации образования с возможностью выбора обучающимися как содержания, так и способа обучения; формирование и развитие у учеников рефлексивных навыков. Отмечается, что предложенный вариант оценивания разноуровневого обучения используется в сочетании с другими оценочными процедурами. Перечислены условия успешности применения технологии: системное использование, разнообразие среды обучения, изменение роли учителя-предметника, включение родительского потенциала. Сделан акцент на необходимость дальнейшего развития исследования по формированию субъектной позиции обучающихся.

Заключение. Делается вывод о том, что реализация инновационной функциональной образовательной практики будет способствовать достижению индивидуальных образовательных результатов обучающимися, а значит, обеспечению объективности внутренней системы оценки качества образования общеобразовательной организации. При этом обозначаются условия, которые обеспечат полноценное достижение результата. Предоставление возможности выбора должно чередоваться с собственно самостоятельной образовательной деятельностью ученика. Обязательным условием индивидуализации является системная работа по формированию и развитию у обучающихся способностей к самоанализу, самооценке, самоопределению.

Ключевые слова

индивидуализация образования; индивидуальные образовательные результаты; разноуровневый подход; система оценки; средневзвешенная система оценивания; объективность оценивания; внутренняя система оценки качества образования

Основные положения

– обоснована актуальность индивидуализации в современной системе образования;

– проанализированы основные преимущества и недостатки традиционного разноуровневого обучения, внесены предложения по его совершенствованию;

– предложены подходы к разработке разноуровневых заданий на основе дифференциации содержания в соответствии с действующими федеральными государственными стандартами общего образования;

– представлены результаты практики по применению разноуровневых заданий.

Цитировать публикацию

Тимерханов, Д. Г.  ТЕХНОЛОГИЯ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ [Текст] / Д. Г. Тимерханов, И. И. Кацай, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2022. — №  5 (171). — С. 203-238. — DOI: 10.25588/CSPU.2022.171.5.010.

Библиографический список

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования : приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 : зарег. в Минюсте Рос. Федерации 05 июля 2021 г. № 64100 : в ред. от 18 июля 2022 г. – URL: https://docs.cntd.ru/document/607175842 (дата обращения: 01.10.2022).

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования : приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 № 287 : зарег. в Минюсте Рос. Федерации 05 июля 2021 г. № 64101 : в ред. от 18 июля 2022 г. – URL: https://docs.cntd.ru/document/607175848 (дата обращения: 01.10.2022).

3. О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» : приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 : зарег. в Минюсте Рос. Федерации  февраля.2015 г. № 35953 :  в ред. от 12.05.2022. – URL: https://docs.cntd.ru/document/902350579 (дата обращения: 01.10.2022).

4. Фрумин И., Добрякова М., Реморенко И. Универсальные компетентности и новая грамотность [Электронный ресурс] // Учительская газета. 2018. № 30. URL: https://ug.ru/universalnye-kompetentnosti-i-novaya-gramotnost-chemu-uchit-segodnya-dlya-uspeha-zavtra-2/ (дата обращения: 15.10.2022).

5. Байбородова Л. В., Бурлакова Т. В. Индивидуализация образовательного процесса [Электронный ресурс] // Форум Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского. 2015. С. 11–19 URL: https://forum.yspu.org/wp-content/uploads/2015/11/Bajborodova-Burlakova.pdf (дата обращения: 01.10.2022).

6. Макаренко Г. И., Крюкова Н. В. Педагогический аспект индивидуализации в профессиональной подготовке магистров как фактор инновационной стратегии обучения // Вестник Марийского государственного университета. 2021. № 3 (43). С. 305–311. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-aspekt-individualizatsii-v-professionalnoy-podgotovke-magistrov-kak-faktor-innovatsionnoy-strategii-obucheniya (дата обращения: 01.10.2022).

7. Поладова В.В. Краткий обзор педагогических технологий (в помощь молодому учителю математики) // Sciences of Europe. 2019. № 43-2 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kratkiy-obzor-pedagogicheskih-tehnologiy-v-pomosch-molodomu-uchitelyu-matematiki (дата обращения: 15.10.2022).

8. Климбей Л. В. Разноуровневое и дифференцированное обучение, как фактор повышения качества обучения // World science: problems and innovations : сборник статей XXXI Международной научно-практической конференции, 30 мая 2019 года, г. Пенза : в 4 ч. Пенза : Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2019. С. 102–104. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37638074 (дата обращения: 15.10.2022).

9. Заявка на присвоение статуса федеральной инновационной площадки. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1 г. Челябинска» [Электронный ресурс] // Информационная система сопровождения деятельности федеральных инновационных площадок. URL: https://fip.expert/project/2089/show (дата обращения: 01.10.2022).

10. АИС «Сетевой город. Образование». Руководство пользователя. Для общеобразовательных организаций. V 3.0. ЗАО «ИРТех» [Электронный ресурс]. URL: https://rcokio.ru/files/upload/sgo/rukovodstvo_ac_sgo_3_0.pdf (дата обращения: 01.10.2022).

11. Тимерханов Д. Г., Кацай И. И., Гребнева Ю.А. Технология разноуров-невого обучения на основе средневзвешенной системы оценивания // Научно- методическое обеспечение оценки качества образования. 2021. № 3 (4). С. 35–42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47505136 (дата обращения: 01.10.2022).

12. Ильина С. П., Циммерман Н. В. Развитие идеи индивидуализации образования как историческая предпосылка персонифицированного обучения // Человек и образование. 2020. №4 (65). С. 57–62. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-idei-individualizatsii-obrazovaniya-kak-istoricheskaya-predposylka-personifitsirovannogo-obucheniya (дата обращения: 16.10.2022).

13. Скворцова М. А., Смирнова И. А. Особенности организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Методика преподавания русского языка и литературы» // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. № 4 (97). С. 251–260. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osoben

nosti-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-studentov-po-distsipline-metodika-prepodavaniya-russkogo-yazyka-i-literatury (дата обращения: 16.10.2022).

14. Ставим цели в образовании: таксономия Блума. [Электронный ресурс] // Яндекс.Учебник : [сайт]. Дата публикации: 11 марта 2020 г. URL: https://teacher.yandex.ru/posts/stavim-tseli-v-obrazovanii-taksonomiya-bluma (дата обращения: 01.10.2022).

15. Бурлакова Т. В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе: концептуальные основы. Шуя : ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2008. – 179 с. URL: https://rucont.ru/efd/532715 (дата обращения: 01.10.2022).