Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 7 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.14..7..001
УДК: 371.9
ББК: 74.57
В. А. Бородина ORCID
Кандидат педагогических наук, Доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик , ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
К. С. Васильева ORCID
Магистрант кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Аннотация

Введение. В статье представлены некоторые результаты исследования по проблемам реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования в контексте образования детей с ограниченными возможностями здоровья, связанных с вовлечением родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в образовательную деятельность и повышением их коррекционно-педагогической компетентности. Цель статьи – обосновать и раскрыть авторский подход к определению сущности понятия «коррекционно-педагогическая компетентность родителей детей с тяжелыми нарушениями речи» и методов оценки его актуального состояния.


Материалы и методы. В исследовании были использованы логичес- кие методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение данных научной литературы; методы логопедической диагностики, опросные методы: анкетирование и беседа; методы математической обработки экспериментальных данных.

Результаты. Уточнено понятие«коррекционно-педагогическая компетентность родителей детей с тяжелыми нарушениями речи», его структурно-содержательные компоненты, определены критерии и инструментарий оценивания его форсированности, выявлен актуальный уровень коррекционно-педагогической компетентности у родителей детей с тяжелыми нарушениями речи.

Обсуждение. Подчеркивается, чтоданное исследование расширит представления об особенностях подготовленности родителей к выполнению роли полноправного субъекта коррекционно-педагогического процесса в работе по преодолению речевых нарушений у детей.

Заключение. Полученные в результате исследования данные позволят определить направления деятельности специалистов и педагогов образовательного учреждения по повышению коррекционно-педагогической компетентности родителей для полноценного продуктивного взаимодействия всех участников коррекционно-педагогического процесса.

Ключевые слова

дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с тяжелыми нарушениями речи, общее недоразвитие речи, коррекционно-педагогическая компетентность родителей, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Основные положения

- определены содержательные составляющие коррекционно-педагогической компетентности родителей детей с тяжелыми нарушениями речи, представленные мотивационным, когнитивным, деятельностным и рефлексивным компонентами;

- разработан инструментарий для оценивания уровня сформированнос- ти коррекционно-педагогической компетентности у родителей детей с тяжёлыми нарушениями речи;

- выявлены содержательные характеристики коррекционно-педагогической компетентности родителей, связанные с оценкой социально-культурного потенциала семьи, потребностей родителей в психолого-педагогической


поддержке специалистами образовательного учреждения, удовлетвореннос- ти содержанием и качеством коррекционно-развивающей работы с детьми.

Цитировать публикацию

Бородина, В. А.  ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ [Текст] / В. А. Бородина, К. С. Васильева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  7. — С. 9-22. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.14..7..001.

Библиографический список

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : приказ М-ва образования и науки России от 17 октября 2013 г. № 1155 // Информационно-правовое обеспечение «Гарант» : [сайт]. URL: http://www.ga

rant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения: 30.11.18).

2. Пиюкова С. С. Формирование педагогической компетентности родителей приемных детей : автореф. дис….канд. пед. наук / С. С. Пиюкова. – Самара. 2002. – 23 с.

3. Хрусталькова Н. А. Педагогическая компетентность у родителей в профессионально-замещающей семье: содержание, структура, критерии и уровни сформированности // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2008. № 3. – С. 109-115.

 

4. Алиева М. П. Формирование компетентности родителей в области здоровьесбережения младших школьников : автореф. дис….канд. пед. наук. Калининград., 2017. – 23 с.

5. Лебедева К. М. Сформированность педагогической компетентности родителей воспитанников дошкольного общеобразовательного учреждения как актуальная педагогическая проблема // Современные проблемы науки и образования : электронный научный журнал. Раздел Педагогические науки. 2014. – № 6, дата публикации: 20 января 2015. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16976 (дата обращения: 30.11.2018).

6. Селина В. В. Развитие педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении : автореф. дис….канд. пед. наук. Великий Новгород, 2009. – 23 с.

7. Петухова А. В. Повышение уровня компетентности семей, имеющих детей с речевыми нарушениями через интеграцию работы учителя-логопеда и педагога-психолога // Научные труды Sworld. Иваново : Научный мир. Том 7, № 3. – 2012, 3-5 с.

8. Максименко О. П. Формирование педагогической компетенции родителей в развитии речевых навыков ребенка в семье. Семейное чтение. // Воспитание и обучение детей младшего возраста. М. : Мозаика-синтез, 2016. – № 5 – с. 731-736.

9. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. – № 10.– С. 8 – 14.

10. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении : научно-методическое пособие. М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. – 73 с. (Серия «Новые стандарты»).

11. Бородина В. А. Компетентностный подход в подготовке будущих педагогов-дефектологов к работе по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья : монография. Челябинск : Изд-во Юж.-Урал. гос. гуманит.-пед. ун-та, 2017. – 249 с.

12. Галкина И. А., Галеева Е. В. Методическое сопровождение профессиональной компетентности педагога по вопросам речевого развития дошкольников в условиях ФГОС дошкольного образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. – Т. 7. – №3 (24). – С.170-183.

13. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. М., 2001. – 44 с.

14. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М. : Владос, 2017. – 279 с. (Серия: Коррекционная педагогика).

15. Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. Ростов н/Д. : Феникс, 2015. – 45 с.

16. Солдатов Д. В.,Роденко Л. Н. Логопсихологические аспекты фонематического онтогенеза и дизонтогенеза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. – Т. 7. –№ 3 (24) – С. 225.

17. Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике : монография. Таллин : Валгус, 1980. – 335 с.