Вестник
Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682
Импакт-фактор РИНЦ: 0.236

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 1 № ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Обзорные статьи
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.20
УДК: 372.21
ББК: 74.100.5
И.А. Демидовец ORCID
аспирант кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Cоциально исторические аспекты формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
Аннотация

В статье раскрывается понятийное поле проблемы формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Специфика дошкольного образования проявляется в сформированном достигнутом уровне развития личности ребёнка и его интеллекта, что позволяет дошкольнику успешно овладевать разными видами деятельности, а также в воспитании базиса личностной культуры ребёнка, которая должна занимать определённое место в системе человеческих социальных отношений. В современном обществе в условиях спроса и роста социально-экономической жизни к коммуникативной деятельности личности предъявляются высокие требования, в статье освещается актуальность темы, показывающая необходимость в поиске и разработке инновационных подходов к формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Проведён ретроспективный анализ исследований в области развития детской личности и её положительного вхождения в социум, важность и значимость социально-коммуникативного развития для позитивной социализации детей дошкольного возраста. Рассмотрено социально историческое понимание отдельных понятий «коммуникация», «умения», «коммуникативные умения», которые являются многие годы целью изучения теоретиков и практиков. Изучение теоретических и практических аспектов проблемы формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста на сегодняшний день позволит развивать и обучать современного ребёнка для его дальнейшего позитивного вхождения в мир общества.

Ключевые слова

коммуникация, ребёнок, формирование, коммуникативные умения

Основные положения
  • Проведен сравнительный анализ понятий «коммуникация», «умения».
  • Проведен ретроспективный анализ теоретических аспектов формирования коммуникативных качеств у ребёнка дошкольного возраста.
  • Раскрыта актуальность изучения проблемы формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
Цитировать публикацию

Демидовец, И.А.  Cоциально исторические аспекты формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста [Текст] / И.А. Демидовец, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 1. — №  ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. — С. 192-202. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.20.

Библиографический список
  1. Лебедева, С.А. Развивающее взаимодействие педагога с детьми как основа дошкольного образования в условиях реализации ФГОС [Текст] / С.А. Лебедева // Научный поиск. – 2015. – № 3; 5. – С. 27–28.
  2. Малютина, Е.В. Педагогические условия развития образа Я ребенка дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Малюкова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. – № 7. – С. 86–93.
  3. Левчук, Л.В. Глоссарий современного образования (терминологический словарь) [Текст] / Л.В. Левчук // Народное образование. – 2007. – № 3. – С. 93–95.
  4. Платонов, К.К. О знаниях, навыках, умениях [Текст] / К.К. Платов // Советская педагогика. – 1963. – № 2. – С. 98–103.
  5. Ярошевский, М.Г. Психология в XX столетии [Текст] / М.Г. Ярошевский. – Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1971. – 586 с.
  6. Детская психология: теория, факты, проблемы [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина. – СПб.: Питер, 2007. – 789 с.
  7. Смирнов, А.А. Развитие и состояние современной психологической науки в СССР [Текст] / А.А. Смирнов. – М.: Наука, 1975. – 310 с.
  8. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей [Текст] / В.И. Яшина, М.А. Алексеева. – М.: Академия, 2013. – 448 с.
  9. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина, М.А. Алексеева. – М.: Музыкальная академия, 1998. – 160 с.
  10. Лисина, В.Р. Общение педагога с ребенком и его влияние на создание положительного микроклимата в группе детского сада [Текст] / В.Р. Лисина // Дружные ребята (воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников) / под ред. Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 1997. – С. 13–21.
  11. Смирнова, Е.О. Концепция генезиса общения М.И. Лисиной [Текст] / Е.О. Смирнова // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2009. – Т. 2. – № 2. – С. 35–40.
  12. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1986. – 143 с.
  13. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / М.И. Лисина // Вопросы психологии. – 1982. – № 4. – С. 18–35.
  14. Лисина, М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе [Текст] / М.И. Лисина, Г.И. Капчеля. – Кишинев: Штиинца, 1987. – 135 с.
  15. Малютина, Е.В. Особенности формирования образа Я дошкольника в социуме [Текст] / Е.В. Малютина // Современные гуманитарные исследования. – 2011. – № 4. – С. 89–91.
  16. Малютина, Е.В. Портфолио как эффективная форма работы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] / Е.В. Малютина // Тенденции дополнительного профессионального образования в контексте современной образовательной политики: материалы VII Международной научно-практической конференции. – Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2016. – С. 103–109.
  17. Малютина, Е.В. Педагогическое содействие становлению ситуативно-делового общения у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Малюкова // Профессионал года 2017: сб. статей VI Международного научно-практического конкурса; под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. – Пенза: Наука и Просвещение, 2017. – С. 62–66.
  18. Малютина, Е.В. Сравнительный анализ организационно-педагогических условий формирования образа Я ребенка дошкольного возраста в социуме [Текст] / Е.В. Малюкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Международной научной конференции. – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 66–69.
  19. Исакова, А.А. Ретроспектива формирования коммуникативной компетенции [Текст] / А.А. Исакова // Интеграция образования. – 2017. – Т. 21. – № 1 (86). – С. 46–53.
  20. Isakova A.A. Сommunication strategies of the Тyumen region space [Текст] / А.А. Исакова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 5-2 (47). – С. 39–41.
  21. Акъюлова, М.З. Гуманистические педагогические идеи в концепциях воспитания древнего мира и античности [Текст] / М.З. Акъюлова // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2011. – № 9. – С. 146–150.
  22. Константинов, Н.А. История педагогики [Текст]: учеб. для студ. пед. институтов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. – М.: Просвещение, 1987. – 447 с.
  23. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: Развитие отношений ребенка в детской субкультуре [Текст] / В.В. Абраменкова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. – 416 с.
  24. Басов, М.Я Избранные психологические произведения [Текст] / М.Я. Басов. – М.: Наука. – 2006. – 568 с.
  25. Менчинская, Н.А. Общепсихологические воззрения М.Я. Басова и их воздействие на педагогическую психологию [Текст] / Н.А. Менчинская // История психологии. – 2003. – № 11. – С. 148–151.
  26. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики [Текст] / А.Н. Джуринский. – М.: ФОРУМ­, 1998. – 97 с.
  27. Егоров, С.Ф. Развитие педагогической теории в России конца 19 – начала 20 веков [Текст] / С.Ф. Егоров // Советская педагогика. – 1982. – № 6. – С. 90–96.
  28. Кашкин, В.Б. Введение в теорию коммуникации [Текст]: учеб. пособие / В.Б. Кашкин. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 224 с.
  29. Коменский, Я.А. Великая дидактика [Текст] / Я.А. Коменский // Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1982. – С. 242–476.
  30. Коменский, Я.А. Педагогическое наследие [Текст] / Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци / сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1988. – 416 с.
  31. Джуринский, А.Н. История педагогики [Текст]: учеб. пособие для студ. педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с.
  32. Коджаспирова, Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 224 с.
  33. Лейтес, Н.С. П.Ф. Каптерев как психолог детства (К 150-летию со дня рождения) [Текст] / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. – 1998. – № 4. – С. 143–147.
  34. Вахтеров, В. О новой педагогике [Текст] / В. Вахтерев. – М.: Карапуз, 2008. – 224 с.
  35. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский // Собрание соч. в шести томах. Т. 6. – М.: Педагогика, 1983. – 367 с.
  36. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский // Избранные психологические исследования. – М.: Педагогика, 1956. – 389 с.
  37. Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте [Текст] / Л.С. Выготский // Избранные психологические исследования. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. – С. 432–437.
  38. Запорожец, А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника [Текст] / А.В. Запорожец // Эмоциональное развитие дошкольника / под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985. – С. 8–29.
  39. Запорожец, А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения [Текст] / А.В. Запорожец // Избран. пси-хол. труды: в 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – С. 66–77.    
  40. Запорожец, А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка [Текст] / А.В. Запорожец // Избранные психологические труды / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1986. – Т. 1. – С. 258–259.
  41. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
  42. Петровский, А.В. Личность, феномен субъектности [Текст] / А.В. Петровский. – Ростов н/Д: Феникс, 1993. – 67 с.
  43. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив [Текст] / А.В. Петровский. – М.: Политиздат, 2002. – 255 с.
  44. Васильева, В.С. Теоретико-педагогические аспекты формирования коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций [Текст] / В.С. Васильева // Наука, образование, общество. – 2015. – № 4 (6). – С. 80–94.
  45. Васильева, В.С. Реализация принципа полисубъектности в развитии коммуникативной компетенции педагогов дошкольного образования [Текст] / В.С. Васильева // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – Т. 61. – № 6. – С. 82–84.
  46. Vasilyeva V.S., Druzhinina L.A., Lapshina L.M., Osipova L.B., Reznikova E.V. (2018) Tutoring in a family raising an infant with special health needs. Espacios. 39 (2). Available from: http://www.revistaespacios.com/a18v39n02/18390232.html (Accessed 10 March 2018).
  47. Васильева, В.С. Феномен коммуникации личности в концепции развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций [Текст] / В.С. Васильева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – № 3. – С. 25–33.
  48. Васильева, В.С. Теоретико-методологические основы развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций [Текст] / В.С. Васильева, Е.Ю. Никитина. – М.: Перо, 2017. – 275 с.
  49. Гревцева, Г.Я. Педагогическая олимпиада как средство развития творческого потенциала личности [Текст] / Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – № 6. – С. 33–39.
  50. Гревцева, Г.Я. Рефлексивно-оценочные технологии как фактор гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи в социально-культурной среде [Текст] / Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина, Э.А. Бородурина // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. – С. 329. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/view?id=24726. – [Дата обращения: 10.03.2018].