Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 2 (155) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.155.2.004
УДК: 808(07)
ББК: 83.01р30
Н. В. Глухих ORCID
Доцент, доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского языка и методики обучения русскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
И. Г. Казачук ORCID
Доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и методики обучения русскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ИЗУЧЕНИЕ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЕ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
Аннотация

Введение. Современные требования к организации учебного процесса вузе актуализируют проблему создания условий для саморазвития, самореализации студентов. Одно из решений этого вопроса - организация изучения русского языка на занятиях с использованием высокохудожественных литературных текстов. Цель статьи - примеры заданий с использованием текстов произведений В. Маяковского, способствующих активизации деятельности обучающихся.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной современному русскому глаголу, систематизация опыта работы, наблюдение, анализ нормативной документации и содержания рабочих программ дисциплины.

В данной статье материалом для упражнений в процессе изучения русского глагола послужила лирика В. Маяковского, представляющая в этом большой интерес в связи с особенностями языка и стиля поэта. В творчестве В. В. Маяковского широко представлены примеры использования побудительных конструкций во всем их разнообразии.

Результаты. В статье представлены формы и примерное содержание работы со студентами филологического факультета педагогического вуза, в соответствии с требованиями к освоению образовательной программы бакалавриата, профиль «Русский язык. Литература». Задания направлены на реализацию профессиональной компетенции: способен осваивать и использовать базовые научно-теоретические знания и практические умения по преподаваемому предмету в профессиональной деятельности. В статье содержатся апробированные материалы из опыта работы авторов, обеспечивающие эффективное формирование данной компетенции.

Обсуждение. Подчеркивается, что при изучении глагольных форм эффективно применение художественного поэтического текста, поскольку реализация профессиональной компетенции может быть обеспечена только с привлечением классических образцов литературного языка, используемых в обучении на всех уровнях образования.

Заключение. Авторы пришли к выводу о том, что система упражнений с использованием поэтического текста будет способствовать формированию профессиональных умений и навыков сов-ременного педагога, изучение глагольных форм на данном материале оправдано требованием развития филологически эрудированной, одарённой личности, ориентирующейся в условиях современной образовательной и культурной среды на национальном уровне.

Ключевые слова

профессиональная компетенция; коммуникация; волеизъявление; форма глагола; повелительное наклонение глагола; побудительные конструкции; инфинитив; императив

Основные положения

- основные категории заданий, используемые на формировании профессиональной компетенции выпускников педагогического вуза;

- представлено авторское видение изучения важнейшей темы в современном лингвистическом образовании студентов бакалавриата;

- основная часть заданий в курсе современного русского языка, посвященных изучению глагольных категорий, носит проблемный характер, что соответствует технологии проблемного обучения в педагогическом вузе.

Цитировать публикацию

Глухих, Н. В.  ИЗУЧЕНИЕ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЕ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ [Текст] / Н. В. Глухих, И. Г. Казачук, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  2 (155). — С. 69-87. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.155.2.004.

Библиографический список

1. Храковский В. С., Володин А. П. Семантика и типология императива. Русский императив. Л. : Наука, 1986. – 272 с. – ISBN: 5-354-00027-0.

2. Ханджани Л. Обучение стилистическому использованию форм повелительного наклонения учащихся с неродным русским языком // Образование и воспитание. 2016. № 2 (7). С. 75–77.

3. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) : утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Тульцева А. Э. Глагол как объект изучения в современной лингвистике (когнитивный аспект) // COLLOQUIUM-JOURNAL. 2019. № 8-6 (32). С. 63–66.

5. Челоне Ч. Виды глаголов повелительного наклонения в прагматическом аспекте // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2018. Т. 10. Вып. 3. С. 89–97. DOI 10.17072/2037-6681-2018-3-89-97.

6. Годизова З. И., Томаев О. Т. Средства выражения побуждения в сов-ременном русском языке. // LINGUA-UNIVERSUM. 2019. № 6. С. 15–19.

7. Дускаева Л. Р. Современный русский язык: учебник. СПб. : Питер, 2017. - 512 с.

8. Терехина В. Н., Михаленко Н. В. Владимир Маяковский в мировом культурном рекламе: по итогам международной научной конференции // Филологический класс. 2018. № 4 (54). С. 153–156. DOI 10.26710 / fk18-04-23.