Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 2 (155) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.155.2.013
УДК: 378
ББК: 74.48
С. Н. Фортыгина ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Ю. В. Корчемкина ORCID
Старший преподаватель кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Л. Г. Махмутова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики, естествознания и методики обучения математике и естествознанию, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
М. Л. Хасанова ORCID
Доцент, кандидат технических наук, доцент кафедры автомобильного транспорта, информационных технологий и методики обучения техническим дисциплинам, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Н. А. Белоусова ORCID
Доцент, доктор биологических наук, заведующий кафедрой математики, естествознания и методики обучения математике и естествознанию, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УРОВНЯ САМООРГАНИЗАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Аннотация

Введение. В статье обоснована важность умения построения индивидуальной образовательной траектории для будущих педагогов и необходимость развития уровня самоорганизации. Целью статьи является обоснование необходимости применения виртуальной образовательной среды для развития у будущих педагогов уровня самоорганизации и умения построения индивидуальной образовательной траектории.

Материалы и методы.Основными методами исследования являются диагностическая методика А. Д. Ишкова, предназначенная для определения уровня самоорганизации, а также анализ литературы по проблемам самоорганизации и построения индивидуальной образовательной траектории обучающихся.

Результаты. Проведена диагностика уровня самоорганизации будущих педагогов, установлено, что данный уровень у обучающихся сформирован в недостаточной мере. Рассмотрены ранее спроектированные программные модули, предназначенные для пост-роения индивидуальной образовательной траектории. Спроектирован программный продукт, способствующий обучению студентов самостоятельному построению индивидуальной образовательной тра-ектории и повышению уровня самоорганизации будущих педагогов.

Обсуждение. Высказано предположение, что интеграция разработанного программного продукта в виртуальную образовательную среду будет способствовать повышению уровня самоорганизации будущих педагогов.

Заключение. Сделан вывод о необходимости совместного развития уровня самоорганизации и обучения будущих педагогов построению индивидуальной образовательной траектории.

Ключевые слова

самоорганизация; индивидуальная образовательная траектория; виртуальная образовательная среда

Основные положения

– проведено исследование уровня самоорганизации будущих педагогов по методике А. Д. Ишкова;

– проанализированы программные продукты, которые можно применять при проектировании индивидуальной образовательной траектории;

– предложен программный продукт, который будет способствовать повышению уровня самоорганизации обучающихся.

Цитировать публикацию

Фортыгина, С. Н.  ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УРОВНЯ САМООРГАНИЗАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ [Текст] / С. Н. Фортыгина, Ю. В. Корчемкина, Л. Г. Махмутова, М. Л. Хасанова, Н. А. Белоусова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  2 (155). — С. 199-212. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.155.2.013.

Библиографический список

1. Гречников Ф. В., Клентак Л. С. Самоорганизация самостоятельной работы студентов. Пути совершенствования : монография. Самара : Самарский научный центр РАН, 2018 – 164 с.

2. Мандрикова Е. Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 59-83.

3. Трофимов К. В. Самоорганизация как условие организации жизнедеятельности студентов вуза // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 5 (27). С. 9–18.

4. Устинова Я. О. Формирование умений самоорганизации и самоконтроля учебной деятельности у студентов вузов: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. 2000. – 20 с.

5. Берсенева Г. Ф. Индивидуальная образовательная траектория и условия ее реализации // Профессиональное образование и рынок труда. 2014. № 9. С. 20–21.

6. Кабанова Л. А., Шкунова А. А. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 339–343.

7. Лазарева О. И., Найниш Л. А. Индивидуальная траектория обучения студента как форма реализации личностно-ориентированного подхода : монография. Пенза : ПГУАС, 2016. – 120 с.

8. Сысоев П. В. Обучение по индивидуальным образовательным траекториям // Вопросы методики преподавания в вузе. 2013. № 2 (16). С. 13–24.

9. Фурин А. Г. Сущность индивидуальной образовательной траектории: институциональный аспект // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 9. С. 41–43.

10. Belousova N.A., Maltsev V.P. & Korchemkina Yu.V. (2018), “Psychophysiological predictors of preservation of students health under examination stress”, Journal of Pharmaceutical Sciences and Research, vol. 10, No. 10, pp. 2616–2620.