Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 7 (160) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.160.7.011
УДК: 378 : 371.9
ББК: 74.480 : 74.5
Л.Р. Салаватулина ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ВОЛОНТЕРСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность социокультурных трансформаций в определении стратегии государственной молодежной политики и системного вовлечения студенческой молодежи в социальную жизнь общества и социальное взаимодействие. Представлена сущностная характеристика волонтерства как социокультурного феномена, ресурса успешной социализации, развития личности и условие формирования профессиональных компетенций. На основе теоретических исследований и обобщения опыта выявлены возможности проектирования социокультурного пространства высшей школы для реализации инклюзивного волонтерства.  

Материалы и методы. Методологическая основа исследования строится на совокупности социокультурного, компетентностного, процессного и инструментального подходов. Ведущие идеи и специфика обозначенных подходов позволили представить процесс формирования культуры инклюзивного волонтерства и определить дидактические стратегии в профессиональной подготовке студентов.

Результаты. Выявлена необходимость формирования культуры инклюзивного волонтерства в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза, направленного на усвоение и становление социально-субъектного опыта, профессиональных компетенций и социальной активности личности. Разработано содержание основных этапов включения студенческой молодежи в социально-полезную деятельность с целью формирования у них волонтерской профессиональной компетенции.

Обсуждение. На основании проведенного исследования обсуждаются организационные, методические и содержательные аспекты инклюзивной волонтерской деятельности. Делается вывод о необходимости и возможности расширения волонтерской инклюзивной практики с целью развития профессиональных компетенций, формирования мотивации социально активного образа жизни, толерантности и морально-нравственных качеств студенческой молодежи.

Заключение. Культура инклюзивного волонтерства является той мировоззренческой основой, ценностно-смысловым образованием, цель которой — сопровождение в социальном пространстве и оказание индивидуальной помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающая развитие у студенческой молодежи нравственных ценностей и профессионально-значимых личностных качеств. Формирование культуры инклюзивного волонтерства необходимо рассматривать в качестве важной задачи профессиональной подготовки в вузе.

Ключевые слова

волонтерство; инклюзия; культура волонтерства; инклюзивное образование; добровольчество; профессионально-педагогическая подготовка; подготовка студентов; будущий учитель; педагогический вуз

Основные положения

– представлена сущностная характеристика инклюзивного волонтерства как социокультурного феномена;

– определены этапы формирования культуры инклюзивного волонтерства в образовательном процессе высшей школы;

– рассмотрены дидактические стратегии формирования культуры инклюзивного волонтерства на основе социкультурных трансформаций в профессиональной подготовке студентов;

– определены значимые направления и особенности реализации активной волонтерской деятельности и формирования инклюзивной культуры в молодежной среде.

Цитировать публикацию

Салаватулина, Л.Р.  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ВОЛОНТЕРСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ [Текст] / Л.Р. Салаватулина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  7 (160). — С. 173-188. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.160.7.011.

Библиографический список

1. Ворожейкина А. В. Актуальные проблемы формирования готовности студентов педагогических вузов к социально-педагогической деятельности: монография. Челябинск: Изд-во Библиотека А. Миллера, 2018. – 193 с.

2. Gnatyshina E., Vorozheikina A., Tsilitskiy V., Salavatulina L. & Reznikova E. (2019), “Social and cultural transformation of teacher training tools under digitalization conditions”, The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, v. LXXVI, pp. 1088–1093.

3. Никитина Е. Ю., Чалина К. Н. Сущность и особенности проектной деятельности в профессиональном обучении // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2019. № 1. С. 78–96.

4. Бадаева Н. Н., Осипова Н. В. Социальная активность молодежи: волонтерство и добровольчество // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2018. № 2 (31). С. 9–13.

5. Загладина Х. Т., Арсеньева Т. Н. Добровольчество (волонтерство) как мощный фактор развития гражданской активности и успешной социализации детей и молодежи. // Воспитание школьников. 2018. № 1. С. 16–22.

6. Роженцева Т. М. Волонтерство как форма социального воспитания молодежи. // Образование. Карьера. Общество. 2019. № 2 (61). С.65–67.

7. Пилипенко А. Ю. Опыт развития студенческого волонтерства и обучения волонтеров в Псковском государственном университете // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. № 6. С. 191–199.

8. Киселева И. Н.  Использование инновационных подходов к организации волонтерской деятельности в вузах современной России. // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 8. С. 105–110

9. Мартынова Т. Н., Гавло Е. А. Социальная волонтерская деятельность студентов вуза в условиях инклюзивного образования. // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1 (33). С. 153–159.