Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 7 (160) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.160.7.002
УДК: 371.011
ББК: 74.200.504
А. С. Бароненко ORCID
Доктор педагогических наук, директор, Средняя общеобразовательная школа № 1 Копейского городского округа, г. Копейск, Челябинская область, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Ю. А. Райсвих ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. А. Бароненко ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация

Введение. В данной статье идёт речь об актуальной проблеме патриотического воспитания молодёжи. Авторы статьи ставят перед собой цель: вскрыть противоречия процесса патриотического воспитания молодёжи и наметить пути их решения, дифференцировать такие понятия, как патриотизм, национализм, шовинизм, нацизм, а также обосновать необходимость иметь идеологию и национальную идею. Обобщается опыт работы по патриотическому воспитанию в муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1» Копейского городского округа Челябинской области. Цель статьи — рассмотреть проблемы патриотического воспитания молодёжи в современных условиях, вскрыть противоречия процесса и наметить пути их преодоления, проанализировать опытно-экспериментальную работу в муниципаль-ном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1» Копейского городского округа Челябинской области.

Материалы и методы. В процессе исследования применялись как теоретические методы (изучение литературы по исследуемой проблеме, анализ, синтез, индукция, дедукция), так и эмпирические методы (наблюдение в естественных условиях, собеседование, анкетирование, написание мини-сочинений).

Результаты. Опытно-экспериментальная работа показала, что работа по проблеме патриотического воспитания в школе может быть результативной при комплексном подходе к её решению и включению в этот процесс всех работников школы, учителей различных предметов (особенно истории, обществознания, литературы, краеведения, географии), классных руководителей. Задача патриотического воспитания должна реализовываться как при прохождении программного материала, так и во внеурочных, внеклассных и внешкольных мероприятиях.

Обсуждение. Авторами проанализированы альтернативные точки зрения педагогов современности на проблему патриотического воспитания подрастающего поколения. Сделан вывод об актуальности проблемы патриотического воспитания на сегодняшнем этапе развития государства и общества и необходимости усиления патриотической работы в условиях современной российской школы.

Заключение. Опытно-экспериментальная работа, проведённая в муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1» Копейского городского округа Челябинской области показала, что у учеников 9–11 классов (208 человек) повысился уровень патриотического сознания, что проявилось в появлении чувства гордости за свою Родину, за величие нашей победы в Великой Отечественной войне, за вклад в победу тружеников Урала и родного города Копейск.

Ключевые слова

патриотизм; национализм; шовинизм; нацизм; процесс патриотического воспитания; методы; идеология; национальная идея; комплексный подход; педагогический уровень; государственно-политический уровень; окружающая среда

Основные положения

– выявлены противоречия процесса патриотического воспитания учащейся молодёжи, намечены пути их разрешения методами педагогического воздействия;

– показаны необходимость комплексного подхода к решению проблемы и необходимость соответствующих изменений внешней среды, которые исключали бы объективные факторы, тормозящие рост патриотического сознания молодёжи.

Цитировать публикацию

Бароненко, А. С.  ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ [Текст] / А. С. Бароненко, Ю. А. Райсвих, Е. А. Бароненко, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  7 (160). — С. 22-39. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.160.7.002.

Библиографический список

1. Яковлев Р. О. Исторические этапы развития патриотического воспитания в России // Наука и школа. 2017. № 2. С. 169–174.

2. Гревцева Г. Я., Ипполитова Н. В. Воспитание гражданственности и патриотизма молодежи: исторический аспект // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2015. № 6. С. 27–32.

3. Бароненко А. С., Бароненко Е. А., Быстрай Е. Б., Райсвих Ю. А., Штыкова Т. В. Гражданское воспитание молодежи как аксиологическая составляющая об-разовательной парадигмы в современной России // Фундаментальная и прикладная

 

наука. 2017. № 4 (8). С. 9–14.

4. Скоробренко И. А. Научное студенческое общество как отрасль студенческого самоуправления и общественный институт гражданско-патриотического воспитания // Студенческое самоуправление — общественный институт гражданско-патриотического воспитания. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2015. С. 148–153.

5. Турков Е. А. Восприятие великой отечественной войны российскими старшеклассниками: анализ символов и образов // Власть. 2020. Т. 28. № 5. С. 105–109.

6. Воронцов С. А., Понеделков А. В. Об отношении российской молодежи к Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. // Власть. 2020. Т. 28. № 3. С. 92–98.

7. Гармаев Б. Б. Природа патриотизма и формы его проявления / Б.Б. Гармаев // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 6. С. 122–127.

8. Сайганова Е. В. Основные факторы формирования патриотических настроений у молодого поколения в современных социальных условиях // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2020. Т. 20. № 3. С. 286–290.

9. Тихонова В. А. Историческая память: духовно-этический аспект // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 2 (94). С. 6–12.

10. Быков А. К. Патриотическое воспитание детей и молодежи: процессный подход // Мир образования — образование в мире. 2020. № 1 (77). С. 41–50.

11. Адаева Н. В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи // Человек и образование. 2012. № 1. С. 130–134.

12. Мацефук Е. А., Разбегаев П. В. Духовно-нравственные ценности как основа воспитания патриотизма // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). С. 199–200.