Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 7 (153) Педагогические науки
Показать полный текст
DOI: 10.25588/CSPU.2019.153.7.009
УДК: 372.881.111.22
ББК: Ч426.819=411.2-270
А. А. Миронова ORCID
Доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и методики обучения русскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
М. С. Выхрыстюк ORCID
Доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры филологического образования, Тюменский государственный университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Аннотация

Введение. В статье рассматриваются результаты проектной деятельности в формировании профессиональной компетенции учителей русского языка. Кроме того, показано, что выполнение лингвистических проектов студентами помогает овладеть и коммуникативной компетенцией во всех речевой деятельности (письмо, чтение, говорение, слушание).

Методы и приемы. При изучении и описании материала использовались общетеоретические методы исследования: синтез, анализ, сопоставление, также применены статистические методы в их элементарном виде; для обоснования выводов применен эмпирический метод исследования: педагогический эксперимент.

Обсуждение. Проектная деятельность рассматривается в статье как один из важнейших методов профессиональной подготовки бакалавров в процессе обучения русскому языку и литературе. Основными методами для осуществления проектной деятельности в учебном процессе предстают системно-деятельностный и коммуникативный методы. Полученные результаты исследования могут служить для дальнейшего изучения проектной деятельности в процессе обучения русскому языку.

Результаты. Внедрение в обучение учащихся как в школьном, так и в вузовском образовании проектной деятельности поощряет обучение приемам создания проектов - будущих учителей. Формируется умение представлять информацию в различных формах и возможностей, самостоятельно подбирать и правильно применять лингвистический материал, продуцировать собственные тексты в соответствии с темой и условиями.

Заключение. Использование в обучении учителей русского языка и литературы проектной деятельности на занятиях по современному русскому языку позволяет повысить у учащихся уровень сформированной профессиональной компетентности, исследовательских умений.

Ключевые слова

профессиональная компетентность, проектная деятельность, лингвистический проект

Основные положения

- изучены и лингвистические проекты разного типа, применяемые в филологическом образовании;

- проведено обобщение опыта обучения проектной деятельности будущих учителей;

- представлена ​​апробированная практика по развитию критического проектного мышления у учащихся университетов.

Цитировать публикацию

Миронова, А. А.  ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ [Текст] / А. А. Миронова, М. С. Выхрыстюк, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  7 (153). — С. 161-176. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.153.7.009.

Библиографический список

1. Полат Е. С. Метод проектов: история и теория вопроса // Школьные технологии. 2006. № 6. С. 43–45.

2. Лазутова Л. А., Левина Е. А. Использование проектной деятельности в системе профессиональной подготовки бакалавров по профилю «Иностранный язык» в педагогическом вузе // Самарс-кий научный вестник. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 333–339.

3. Никитаева М. В. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с ФГОС основного общего образования. М. : Перспектива, 2015. 40 с.

4. Пак В. В. Формирование обобщенных проектных умений средствами обучения физике на примере учебных физических задач // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 436. С. 219–224. DOI: 10.17223/15617793/436/26.

5. Сафонова К. И., Подольский С. В. Проектная деятельность студентов в вузе: принципы отбора проектов и критерии формирования проектных групп // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 9. С. 52–62. DOI: 10.24158/spp.2017.9.11.

6. Сиденко A. C. Виды проектов и этапы проектирования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. № 2. С. 76–79.

7. Михайлова И. С. Работа над речевым портретом на уроке русского языка в 8 классе средней школы // Филологический класс. 2019. № 2 (56). С. 132–137. DOI: 10.26170/FK19-02-17. (WoS).

8. Гордеева М. Н. Речевой портрет и способы его описания // Лингвостилистические и лингводидактические проблемы коммуникации. 2008. № 6. С. 89–101.

9. Ерофеева Т. И. Речевой портрет провинциального города : учебное пособие по спецкурсу. 3-е изд., стер. М. : ФЛИНТА, 2017. С. 6–29.

10. Павлычева Е. Д. Характеристика особенностей понятия «речевой портрет» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2015. № 6. С. 110–115. DOI: 10.18384/2310-712X-2015-6-110-115.

11. Мухин М. Ю. Авторский тезаурус и сочетаемость слов: лексико-статистические модели индивидуального стиля // Филологи-ческий класс. 2019. № 4 (58). С. 8–15. DOI: 10.26170/FK19-04-01. (WoS).