Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 7 (153) Педагогические науки
Показать полный текст
DOI: 10.25588/CSPU.2019.153.7.003
УДК: 42/49(07): 378
ББК: 81.2-9: 74.480.223
Е. А. Бароненко ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Ю. А. Райсвих ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
И. А. Скоробренко ORCID
Аспирант кафедры педагогики и психологии, преподаватель кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТЕКСТОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация

Введение. Данная статья посвящена проблеме формирования межкультурной текстовой компетенции в процессе обучения иностранным языкам.  Цель статьи ¾ дефинировать  понятие меж-культурной текстовой компетенции и рассмотреть данную компетенцию в ракурсе процесса обучения иностранным языкам. Авторами рассматриваются наиболее проблематичные аспекты фор-мирования межкультурной текстовой компетенции и предлагают-ся дидактические решения формирования текстовой компетенции в процессе  обучения иностранным языкам в высшей школе.

Материалы и методы. В статье представлены  следующие методы  исследования: обзор работ отечественных и зарубежных исследователей, а также нормативно-правовых и законодательных актов Российской Федерации в сфере образования; определение структуры межкультурной  текстовой компетенции, сравнительно-сопоставительный анализ различных типов текстов в межкультурном контексте, выявление уровня сформированности межкультурной  текстовой компетенции у обучающихся факультета иностранных языков посредством диагностических методик.

Результаты. Результаты педагогического эксперимента, проведенного на факультете иностранных языков, подтвердили, что в процессе целенаправленной работы по формированию у обучающихся межкультурной  текстовой компетенции уровень ее сформированности изменяется в лучшую сторону, а именно: улучшается не только владение языковыми средствами, но и умение структурировать действительность, передавать содержание  языковыми средствами, соблюдая законы построения текста конкретной языковой культуры. Кроме того, сформированная межкультурная текстовая компетенция позволяет дифференцировать принятые правила построения текстов в конкретной культурной среде и создавать  на их основе собственные тексты, отвечающие  всем критериям.

Обсуждение. Нельзя не отметить, что наиболее эффектив-ное формирование межкультурной текстовой компетенции достигается путем сравнительно-сопоставительного анализа существующих типов текстов в разных языковых культурах с помощью предъявления ряда текстовых образцов данных культур.

Заключение. Результаты проведенного  педагогического эксперимента  показали, что в процессе реализации курса «Читай и пиши по-немецки» у  обучающихся была сформирована на достаточно высоком уровне межкультурная текстовая компетенция, позволяющая им продуцировать тексты на иностранном языке, соответствующие критериям иноязычной культуры.

Ключевые слова

межкультурная текстовая компетенция, структуры текстовой компетенции, типы текстов, текстовые образцы, языковая компетенция, стилистическая  компетенция

Основные положения

- выявлена дефиниция понятия «межкультурная текстовая компетенция», представлена ее структура;

- разработан курс с целью формирования межкультурной текстовой компетенции у обучающихся факультета иностранных языков;

- особое внимание уделено проблемам формирования межкультурной текстовой компетенции у представителей разных культурных групп.

Цитировать публикацию

Бароненко, Е. А.  ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТЕКСТОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ [Текст] / Е. А. Бароненко, Ю. А. Райсвих, И. А. Скоробренко, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  7 (153). — С. 43-64. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.153.7.003.

Библиографический список

1. Формирование межкультурной компетенции у студентов вузов в процессе преподавания иностранных языков / Р. И. Кусарбаев [и др.] // Вестник Челябинского государственного педагогичес-кого университета. 2017. № 9. С. 53-60.

2. Бароненко Е. А., Райсвих Ю. А., Скоробренко И. А. Опыт организации межкультурного тренинга в образовательном пространстве вуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2019. № 3. С. 20-39.

3. Венгранович М. А. О формировании текстовой компетенции в процессе подготовки современных филологов // Волжский вестник науки. 2017. № 4-6 (8-10). С. 84-86.

4. Сайфутдинова Н. Ш. Текстовая компетенция как проектная основа обучения школьников гуманитарным предметам : дис. … канд. пед. наук. Сочи : Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, 2000. - 153 с.

5. Свиридова А. В. Текстовая компетенция ¾ основная цель обучения русскому языку (к проблеме воплощения в учебный процесс новых ФГОС) // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. № 1. С. 173-178.

6. Дымарский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы XIX - XX вв.). М. : Эдиториал УРСС, 2001. - 328 с.

7. Васюкович Л. С. Текстовая компетенция в контексте сов-ременного лингвистического образования // Преподаватель XXI век. 2015. № 1-1. С. 185-193.

8. Несмеянов А. В., Шадеко В. П. Опыт аспектного моделирования текстовой компетенции (на примере текстовой компетенции письменной речевой деятельности) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. № 2. С. 107-111.

9. Богданова Л. И. Формирование текстовой компетенции в процессе рецепции и продукции текстов // Вестник Московского университета. 2014. № 1. С. 11-19. (Серия 19 «Лингвистика и межкультурная коммуникация»).

10. Василенко Е. А., Долгова В. И., Бароненко А. С. Структура психологической готовности к межкультурной коммуникации у студентов педагогического вуза с профильной подготовкой по иностранному языку // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 10. С. 109-115.

11. Dittmann J., Geneuss K. A., Nennstiel Ch. & Quast N. A. (2003), „Schreibprobleme im Studium. Eine empirische Untersuchung“, Wissenschaftlich schreiben — lehren und lernen, De Gruyter, Berlin, ss. 155-185. (Deutsche).

12. Киквидзе И. Д. Активизация функций текста в процессе обучения иностранному языку // Дидактическая филология. 2017. № 2. С. 30-34.

13. Подготовка будущих учителей к межкультурному профессиональному взаимодействию с использованием технологии CLIL / Л. А. Белова [и др.] // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 4. С. 9-16.

14. Eser R. (1997), Etwas ist mir geheim geblieben am deutschen Referat. Kulturelle Geprägtheit wissenschaftlicher Textproduktion und ihre Konsequenzen für den universitären Unterricht von Deutsch als Fremdsprache, Iudicium verlag, München, pp. 322‒331. (Deutsche).