Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 7 (153) Педагогические науки
Показать полный текст
DOI: 10.25588/CSPU.2019.153.7.001
УДК: 378.14
ББК: 74.489
Н. А. Антонова ORCID
Преподаватель кафедры физики и методики обучения физике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
О. Р. Шефер ORCID
Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры физики и методики обучения физике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Т. Н. Лебедева ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ К ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
Аннотация

Введение. В статье рассмотрена проблема готовности учителя формировать читательскую грамотность у школьников, проверяемых по всем предметам в рамках ГИА, ВПР, международных исследованиях (PIRLS, PISA, PIAAC).

Материалы и методы. Проанализирован профессиональный стандарт педагога, ФГОС ВО и выделены требования к деятельности учителя физики, организующего процесс формирования читательской грамотности у обучающегося. 

Результаты. В статье анализируется значимость и готовность будущих учителей организовывать учебный процесс по формированию читательской грамотности при обучении физике.

Обсуждение. На основе выделенных требований к деятельности учителя физики, организующего процесс по формиро-ванию читательской грамотности на уроках, нами разработаны и апробированы задания по методике изучения темы «Тепловые явления» на базе физико-математического факультета Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического уни-верситета. 

Заключение. В заключении описываются полученные результаты проведения опытно-экспериментальной работы на базе физико-математического факультета Южно-Уральского государст-венного гуманитарно-педагогического университета (ЮУрГГПУ) при введении практико-ориентированных заданий в рамках дис-циплины «Методика обучения физике» и делается общий вывод о возможности формирования читательской грамотности при обучении физике.

Ключевые слова

готовность учителей; читательская грамотность; обучение физике; студенты бакалавриата и магист-ратуры; направление подготовки «Педагогическое образование»

Основные положения

– в контексте реализации профессионального стандарта педагога, требований ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование» выделены знания и умения, которыми должны овладеть будущие учителя для формирования читательской грамотности при обучении физике;

– профессиональная подготовка студента эффективно строится на основе реализации основных видов деятельности (репродуктивной, продуктивной, творческой) и использования активных методов обучения при решении практико-ориентиро-ванных задач.

Цитировать публикацию

Антонова, Н. А.  ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ К ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ [Текст] / Н. А. Антонова, О. Р. Шефер, Т. Н. Лебедева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  7 (153). — С. (№ 7-2019) 7-23. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.153.7.001.

Библиографический список

1. Крайнева С. В. Специфика формирования учебно-профессиональной мотивации у студентов бакалавриата // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования : XIII межвузовский сборник научных трудов. Челябинск : Край Ра, 2017. С. 152-160.

2. Шефер О. Р., Мокляк Д. С. Готовность будущих учителей к организации проектной деятельности обучающихся // Профессиональное образование. Столица. 2018. № 8. C. 40-42.

3. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика : учебник для вузов. Спб. : Издательство «Питер», 2000. – 304 с.

4. Капралов А. И. Воссоздание исторически достоверных экспериментальных установок в процессе подготовки студентов к культурно-просветительской деятельности // Учебная физика. 2015. № 3. С. 46–52.

5. Мокляк Д. С. Анализ готовности будущих учителей к организации проектной деятельности обучающихся // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования : XIV межвузовский сборник научных трудов. Челябинск : Край Ра, 2018. С. 215–223.

6. Редько Л. Л., Шумакова А. В., Веселова В. Г. Проектирование интегративного образовательного пространства педагогического вуза : монография. Ставрополь : Изд-во СГПИ, 2010. – 282 с.

7. Антонова Н. А. О формировании готовности студентов к организации учебного процесса по физике // Модели и моделирование в методике обучения физике : материалы докладов VIII Всероссийской научно-практической конференции, 8 ноября 2019 г. Киров : ООО «РАДУГА-ПРЕСС, 2019. С. 110–114.

8. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н. Доступ из сетевого издания «Портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru)».

9. Об утверждении федерального государственного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) : приказ Министерства образования и науки от 22 февраля 2018 г. № 125. Доступ из сетевого издания «Портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru)».