Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 4 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.48.44.004
УДК: 372-1
ББК: 74.104
В. С. Васильева ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация

Введение. В статье рассматриваются вопросы, раскрывающие результаты начального этапа экспериментального исследования: выделение структурных компонентов коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации, определение уровней их сформированности, описание соответствующих качественных характеристик, позволяющих сформировать целостную картину изучаемого педагогического явления. Представлено описание этапа диагностики коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации.

Материалы и методы. Основополагающими методами исследования являются анализ научной литературы, посвященный проблеме опытно-экспериментального исследования профессиональной компетенции в целом и коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации в частности, анализ нормативно-правовых актов и законодательной базы обеспечения организации дошкольного образования и требований к уровню коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации в целостной структуре профессиональной компетентности, моделирование, сравнение, обобщение, описание диагностических методик.

Результаты. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы, раскрывающие теоретическое обоснование аналитико-результативного компонента концепции развития коммуникативной комптенции педагогов дошкольной организации, обеспечивающие получение достоверных данных на начальном этапе эксперимента, позволяющие в процессе экспериментальной деятельности осуществить качественное наполнение организационно-деятельностного, предметно-содержательного и технологического компонентов разрабатываемой концепции.

Обсуждение. Приводится обоснование актуальности и необходимости организации экспериментального изучения коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации в целом и качественной уровневой оценки каждого ее структурного компонента в частности.

Заключение. Изучение уровня коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации позволяет выделить базовый уровень сформированности личностных и профессиональных качеств (характеристик), рассматриваемых в целостной системе коммуникативной компетенции педагогов, что в дальнейшем позволит определить и выстроить содержательный компонент разрабатываемой концепции развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова

коммуникативная компетенция, диагностика коммуникативной компетенции педагогов дошкольного образования; компоненты коммуникативной компетенции; уровни сформированности коммуникативной компетенции

Основные положения

– обоснована целесообразность исследования коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации;

– проанализированы основные точки зрения на проведение процедуры диагностики коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации;

– выделены компоненты коммуникативной компетенции педагога дошкольной образовательной организации;

– выделены уровни сформированности коммуникативной компетенции педагога дошкольной образовательной организации, представлена их характеристика;

– представлены современные методики диагностики коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации;

– описана процедура диагностики коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации.

Цитировать публикацию

Васильева, В. С.  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ [Текст] / В. С. Васильева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  4. — С. 61-77. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.48.44.004.

Библиографический список

1. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 г. № 2765-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Об утверждении положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений : приказ Минобразования РФ от 26.06.2000 г. № 1908. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) : приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Буртовая Н. Б. Профессиональная и коммуникативная компетентность педагога вуза // Вестник ТГПУ. 2012. № 6 (121). С. 180–182.

6. Костромина С. Н. Коммуникативная компетентность педагога как фактор успешности его диагностической деятельности // Психологическая наука и образование. 2007. № 3. C. 77–85.

7. Лайпанова Л. Х-Д. Развитие коммуникативной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в системе повышения квалификации: дис. … канд. пед. наук. Карачаевск, 2006. – 207 с.

8. Лашкова Л. Л., Резанович И. В. Развитие коммуникативного потенциала у будущего педагога в вузе : монография. М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 339 с.

9. Никитина Е. Ю., Мишанова О. Г. Научно-методическая концепция педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников: методoлогия и теoрия : монография. М. : МАНПО, 2011. – 144 с.

10. Аудит личностных качеств и профессиональных компетенций педагога ДОО: диагностический журнал / сост. Ю. А. Афонькина. Волгоград: Учитель, 2014. 92 с.

11. Vasilyeva V.S., Nikitina E.Y. Case of Teachers’ Communicative Competence Development Within the System of Methodological Work in the Context of Preschool Educational Establishments. International Jornal of Engineering &Technology. 2018, vol. 7. no 4.38, 619–627.

12. Васильева В. С., Никитина Е. Ю.Теоретико-методологические основы развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций : монография. М. : Изд-во «Перо», 2017. – 275 с.