Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 4 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.61.52.006
УДК: 796.011
ББК: 74.484
Н. В. Глухих ORCID
Доцент, доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского языка и методики обучения русскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А. А. Миронова ORCID
Доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и методики обучения русскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность включения в образовательный процесс педагогического вуза системы заданий по формированию коммуникативной компетенции, в части тренинга делового общения в устной и письменной формах. В условиях реализации ФГОС 3++ необходимо обеспечить готовность выпускника к осуществлению деловой коммуникации.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной деловой коммуникации, систематизация опыта работы, наблюдение, анализ нормативной документации и содержания рабочих программ дисциплины.

Результаты. В статье представлены наиболее эффективные, исходя из имеющегося опыта работы, тренинговые ситуации и упражнения, способствующие эффективному формированию коммуникативной компетенции у студентов. Приведенные задания обеспечивают умения использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации; принимать активное и адекватное участие в деловом общении; оформлять письменную документацию в соответствии с действующими нормами, правилами и стандартами; учитывать нормы этикета и национальные особенности делового общения.

Обсуждение. Подчеркивается, что освоение норм деловой коммуникации является неотъемлемой частью формирования коммуникативной компетенции выпускников педагогического вуза.

Заключение. Делается вывод о том, что владение нормами и жанрами делового общения необходимо для достижения должного уровня профессиональной компетенции современного педагога, руководителя, учителя, является требованием профессионального стандарта педагога.

Ключевые слова

профессиональной стандарт, русский язык; коммуникативная компетентность, деловая речь, преподавание деловой речи

Основные положения

– определены основные типы заданий, направленных на формирование коммуникативной компетенции выпускников педагогического вуза в части деловой коммуникации.

– представлено авторское видение обучения студентов бакалавриата основам деловой коммуникации.

– основная часть заданий в курсе педагогической риторики, посвященных деловому общению, носит тренинговый характер, представлены технологии проблемного обучения деловой речи в вузе.

Цитировать публикацию

Глухих, Н. В.  ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ [Текст] / Н. В. Глухих, А. А. Миронова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  4. — С. 91-101. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.61.52.006.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) и уровню высшего образования бакалавриат : утвержден приказом Минобрнауки России от 22 февраля 2018 года № 125. Доступ с сайта «Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования».

2. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) : утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Лазарева Н. М. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции у студентов вузов посредством применения инновационных технологий на занятиях по дисциплине «Культура речи и деловое общение» // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 4. С. 51–55. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-51-55.

4. Коренева А. В. Профессионально ориентированное обучение курсу «Русский язык и культура речи» как условие повышения качества речевой подготовки специалистов // Самарский научный вестник. 2015. № 1 (10). С. 86–90. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23500022 (дата обращения: 10.05.2019).

5. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34.

6. Мачульская И. А., Машина А. В., Машин В. Н., Григоров А. Ю. Образовательная деятельность в контексте развития и формирования коммуникативной компетентности курсантов военных вузов в современных условиях // Международный электронный научный журнал. 2018 № 4 (34). С. 301–308. URL: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ ... (дата обращения: 05.10.2019). (Scopus)

7. Berg Esenwein J. The art of public speaking. 2009. 544 p. – ISBN: 1421958317

8. Месеняшина Л. А., Шарафутдинова О. И., Кусяев А. Р. Риторика русского делового и политического дискурса : коллективная монография. Челябинск : Энциклопедия, 2016. – 168 с.

9. Мурашов А. А. Педагогическая риторика. М. : Педагогическое общество России, 2001. – 480 с.