Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Своевременность обсуждаемого вопроса не вызывает сомнения, поскольку сегодня увеличилось количество детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, а современная коррекционная школа с сегодняшним набором приемов, моделей, способов и условий обучения не в должной степени помогает формированию интеллектуальных, двигательных, коммуникативных умений.
Одним из значимых факторов, который лимитирует формирование у детей с нарушением интеллекта двигательных умений и навыков, является нарушение развития моторной сферы, которое негативно влияет не только на физическое и психическое развитие, но и на последующую социальную и профессиональную адаптацию.
Цель исследования — обосновать целесообразность применения ритмопластики на занятиях по лечебно-физической культуре для детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Материалы и методы.Применены теоретические методы исследования — анализ психолого-педагогической литературы, посвященный научному описанию ритмо-музыкального воздействия на личность; изучение и обобщение педагогического и медицинского опытов по развитию моторики детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллектуальной сферы; а также эмпирические методы исследования — педагогический эксперимент, наблюдение, опрос, двигательные (моторные) тесты и математические методы статистической обработки данных.
Результаты. Разработана и апробирована экспериментальная методика занятий с использованием ритмопластики, применяемая на занятиях по лечебно-физической культуре с детьми, имеющими нарушения интеллектуального развития; авторами определены отличительные черты формирования моторной сферы младших школьников с тотальным интеллектуальным недоразвитием; выявлены элементы ритмопластики, которые способствуют эффективному формированию интеллектуальных, двигательных, коммуникативных умений и благоприятно влияют на процессы социальной реабилитации и адаптации детей с нарушением интеллекта.
Обсуждение. Подчеркивается, что на основе изученных теоретических данных был проведен самостоятельный практический анализ уровня сформированности двигательной сферы младших школьников с нарушением интеллекта в образовательном учреждении г. Магнитогорск, и на его основе разработана методика с применением ритмопластики на занятиях по лечебно-физической культуре для данной категории детей.
Заключение. Применение ритмопластики на занятиях по лечебно-физической культуре для младших школьников с нарушением интеллекта способствует формированию статической и динамичес-кой координации, улучшает ритмику организма, развивает произвольность, помогает сосредоточиться. Обоснование целесообразнос-
ти применения ритмопластики в физическом развитии и эффективной адаптации детей с нарушениями интеллектуального развития может стать основой для внедрения элементов ритмопластики в образовательную систему учреждений различного типа.
нарушение интеллекта; двигательная сфера; ритмопластика; статическая и динамическая координация; координация движений; переключаемость; темп; ритм
- осуществлен теоретический анализ особенностей формирования двигательной сферы младших школьников с нарушением интеллекта;
- в ходе эмпирического исследования выявлен уровень развития моторики, как в экспериментальной, так и в контрольной группах. У детей с нарушением интеллекта обнаружены: низкая двигательная активность, ослабленный мышечный «корсет», низкий уровень силы и выносливости;
- разработана методика с применением ритмопластики на уроках лечебно-физической культуры у младших школьников с нарушением интеллекта. Данная методика апробировалась в экспериментальной группе детей;
проверена на практике эффективность методики с применением ритмопластики на уроках лечебно-физической культуры для данной категории детей.
Каляева, Ю. А. РИТМОПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА [Текст] / Ю. А. Каляева, А. А. Семченко, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2019. — № 6. — С. 268-287. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.65.18.017.
1.Бердникова Г. И., Каляева Ю. А. Коррекция нарушения организационных умений у детей с гиперкинетическим синдромом // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2019. № 6. С.42–49.
2. Мозговой В. М. Основы олигофренопедагогики : учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 244 с.
3. Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей. М. : Аграф, 1997. – 122 с.
4. Бакланова Л. А., Пахамович И. А. Двигательная активность детей дошкольного и школьного возраста с нарушением интеллекта // Наука-2020. 2018. № 1–2 (17). С. 39–42.
5. Малюкова И. Б. Нейродинамическая ритмопластика как полифункциональное средство абилитации и реабилитации детей с органичес-
ким поражением мозга // Конференциум АСОУ : сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 4. С. 711–718.
6. Ворожейкина А. В., Семченко А. А., Богачев А. Н. Инновационные формы обучения как средство формирования и развития личности обучающихся всех уровней образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2018. Т. 10. № 1. С. 116–123.
7. Чащина А. Е., Макарова О. В. Ритмопластика как средство физического развития детей дошкольного возраста // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2019. № 2 (10). С. 50–52.
8. Лисицкая Т. С. Ритм + пластика. М. : Физкультура и спорт, 1987. – 180 с.
9. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика : учеб. для студ. высш. учеб, заведений. М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002. – 272 с.
10. Нежкина Н. Н. Психофизическая тренировка — новая технология физического воспитания детей-инвалидов с легкой интеллектуальной недостаточностью // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. 2006. № 4. С. 36–41.
11. Новицкий П. И. Развитие скоростно-силовых способностей у учащихся с различной степенью интеллектуальной недостаточности // Адаптивная физическая культура. 2009. №1(39). С. 12–18.
12. Харченко Т. Е. Театр всевозможного. Вып. 1. : От игры до спектакля : учебно-методическое пособие. СПб. : Питер, 2002. – 114 с.
13. Русинович А. А., Угольникова О. А. Педагогические основы реализации идей здоровьесбережения в системе занятий ритмопластикой // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 4. С. 33–40. (Серия «Гуманитарные и общественные науки»).
14. Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2017. – 96 с.
15. Черепов Е. А., Ненашева А. В. Современное состояние системы физического воспитания в России: основные проблемы и пути совершенствования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2014. Т. 14. № 3. С. 5–18.
16. Сиваков В.И. Методика физического воспитания младших под-
ростков, имеющих повышенный уровень тревожности, агрессивности (на примере школ-интернатов) : автореферат дис. ... канд. пед. наук. М. : НИИФК, 1993. – 25 с.