Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье обоснована актуальность организации факультативных занятий учащихся в системе школьного образования, выполнен анализ методики организации факультативных занятий по русскому языку в общеобразовательной школе.
Цель статьи — представить и обосновать разработанный авторами комплекс факультативных занятий по изучению диалектной лексики русского языка в старших классах, определить эффективные приемы внеурочной деятельности школьников и прокомментировать их эффективность.
Материалы и методы. Материалом исследования стали приемы формирования внеурочной деятельности учащихся старших классов по изучению диалектной лексики современного русского языка на основе факультативного курса, а также анализ языка произведений художественной литературы.
Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме организации факультативных занятий учащихся; а также диагностические методики, включающие наблюдение, описание, беседу, анкетирование, тестирование, методы статистической обработки данных.
Результаты. В результате исследования доказана целесообразность изучения особенностей говоров северо- или южновеликорусского наречий, разработан комплекс факультативных занятий по региональной лингвистике для учащихся старших классов современной школы, определены эффективные приемы комментирования языка произведений художественной литературы.
Обсуждение. В статье представлен к обсуждению вопрос о включении текстов художественной литературы, в том числе произведений писателей-деревенщиков, в систему факультативных занятий старшеклассников для понимания территориальной разновидности современного русского языка.
Заключение. Сделан вывод о том, что использование предложенных приемов анализа диалектизмов на факультативных занятиях по русскому языку будет способствовать развитию интереса школьников к территориальным разновидностям русского языка и формированию у них глубоких знаний по предмету, уважению к родной речи.
образовательный процесс; внеурочная деятельность учащихся; факультативные занятия; диалектная лексика; методы и приемы работы с художественным текстом
1) изучена методика организации внеурочной деятельности учащихся в общеобразовательной школе;
2) выявлена степень теоретической разработанности проблемы исторического подхода к изучению территориальной разновидности русского языка;
3) выполнен анализ учебников, учебных программ, методической литературы для учителей и пособий для учащихся с целью выявления возможности применения исторического подхода к изучению диалектной лексики на примере художественных произведений;
4) разработан комплекс факультативных занятий для старшеклассников по изучению диалектной лексики русского языка;
5) определены и обоснованы эффективные приемы внеурочной деятельности школьников.
Выхрыстюк, М. С. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ [Текст] / М. С. Выхрыстюк, О. М. Дружинина, А. А. Миронова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2020. — № 5 (158). — С. 56-67. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.158.5.004.