Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье рассматривается проблема формирования психологических механизмов субъектно-рефлексивной регуляции саморазвития, ориентированных на организацию образовательно-профессиональной деятельности, направленных на взаимодействие студентов в сфере познания, деятельности и преобразования.
Материалы и методы. Основным «материалом» эмпирического исследования является субъект обучения – студент, включённый в иерархические структуры и взаимоотношения в процессе обучения в сфере образования. Субъектный потенциал студентов в процессе эмпирического исследования измерялся с помощью бесед и интервьюирования, наблюдения реального поведения и взаимоотношений в процессе обучения (по системе Фландерса), психодиагностической методики определения индивидуальной меры рефлексивности (А. В. Карпов).
Результаты. Рассмотрены психологические концепции субъектности; выявлены и раскрыты психологические механизмы (функциональные и операциональные), изменяющие уровень субъектного потенциала личности; доказано, что саморегуляция субъекта в деятельности успешно реализуется в разных видах отношений.
Обсуждение. Утверждается, что студент как субъект исполняет роль интегратора на всех уровнях организации процесса обучения и профессионального становления (индивидуального, психофизического, психологического и личностного). Субъектность студента, которому присущи определённые мировоззренческие позиции, предпочтения и целеустремлённость к преобразованию, реализуется в рефлексивном способе существования при выстраивании отношений с объективной реальностью, что проявляется в способности успешно инициировать и реализовывать разные виды деятельности и активности.
Заключение. Делается вывод о том, что психологические механизмы субъектно-рефлексивной регуляции саморазвития студентов являются системообразующими и обуславливают возможность «превращения» учебной деятельности в предмет практического преобразования для успешного профессионального самоопределения в условиях реальной жизни.
психологические механизмы; субъектно-рефлексивная регуляция; актуализация; активность; саморазвитие; самосознание; процесс обучения; субъекты обучения; студенты
– определены психологические механизмысубъектно-рефлексивной регуляции саморазвития студентов в процессе обучения на основе психических процессов;
– раскрыта психологическая сущность саморазвития и самосознания личности как процесса воспроизводимой деятельности профессионального самоопределения, обусловленная внутренней активностью субъекта и его способностью к рефлексии, что проявляется в качественных личностных и психологических изменениях;
– установлено, что актуализация субъектно-рефлексивной регуляции саморазвития студентов осуществляется в смысловом и операциональном отношении.
Бутенко, Наталья Валентиновна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СУБЪЕКТНО-РЕФЛЕКСИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ [Текст] / Наталья Валентиновна Бутенко, Н. Е. Пермякова, Л. Н. Галкина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2020. — № 5 (158). — С. 223-239. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.158.5.016.