Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 5 (158) Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.158.5.016
УДК: 151.8
ББК: 88.37
Наталья Валентиновна Бутенко ORCID
Профессор кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, ЮУрГГПУ, доцент
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Н. Е. Пермякова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Л. Н. Галкина ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СУБЪЕКТНО-РЕФЛЕКСИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация

Введение. В статье рассматривается проблема формирования психологических механизмов субъектно-рефлексивной регуляции саморазвития, ориентированных на организацию образовательно-профессиональной деятельности, направленных на взаимодействие студентов в сфере познания, деятельности и преобразования.

Материалы и методы. Основным «материалом» эмпирического исследования является субъект обучения – студент, включённый в иерархические структуры и взаимоотношения в процессе обучения в сфере образования. Субъектный потенциал студентов в процессе эмпирического исследования измерялся с помощью бесед и интервьюирования, наблюдения реального поведения и взаимоотношений в процессе обучения (по системе Фландерса), психодиагностической методики определения индивидуальной меры рефлексивности (А. В. Карпов).

Результаты. Рассмотрены психологические концепции субъектности; выявлены и раскрыты психологические механизмы (функциональные и операциональные), изменяющие уровень субъектного потенциала личности; доказано, что саморегуляция субъекта в деятельности успешно реализуется в разных видах отношений.

Обсуждение. Утверждается, что студент как субъект исполняет роль интегратора на всех уровнях организации процесса обучения и профессионального становления (индивидуального, психофизического, психологического и личностного). Субъектность студента, которому присущи определённые мировоззренческие позиции, предпочтения и целеустремлённость к преобразованию, реализуется в рефлексивном способе существования при выстраивании отношений с объективной реальностью, что проявляется в способности успешно инициировать и реализовывать разные виды деятельности и активности.

Заключение. Делается вывод о том, что психологические механизмы субъектно-рефлексивной регуляции саморазвития студентов являются системообразующими и обуславливают возможность «превращения» учебной деятельности в предмет практического преобразования для успешного профессионального самоопределения в условиях реальной жизни.

Ключевые слова

психологические механизмы; субъектно-рефлексивная регуляция; актуализация; активность; саморазвитие; самосознание; процесс обучения; субъекты обучения; студенты

Основные положения

– определены психологические механизмысубъектно-рефлексивной регуляции саморазвития студентов в процессе обучения на основе психических процессов;

– раскрыта психологическая сущность саморазвития и самосознания личности как процесса воспроизводимой деятельности профессионального самоопределения, обусловленная внутренней активностью субъекта и его способностью к рефлексии, что проявляется в качественных личностных и психологических изменениях;

– установлено, что актуализация субъектно-рефлексивной регуляции саморазвития студентов осуществляется в смысловом и операциональном отношении.

Цитировать публикацию

Бутенко, Наталья Валентиновна  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СУБЪЕКТНО-РЕФЛЕКСИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ [Текст] / Наталья Валентиновна Бутенко, Н. Е. Пермякова, Л. Н. Галкина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  5 (158). — С. 223-239. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.158.5.016.

Библиографический список