Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Радикальные экономические, социальные, политические изменения в жизни общества в конце XX века отразились на решении проблем воспитания. Воспитание в России традиционно служило гарантом стабильности общества, способствовало его прогрессивному развитию. Недостаточное внимание проблеме воспитания и образования в девяностые годы XX века явилась следствием того, что воспитание фактически было изгнано из школы и внешкольных образовательных организаций. Это привело к появлению негативных последствий поведения молодежи. Цель исследования — выявить и теоретически обосновать современное состояния проблемы готовности учителя к воспитательной работе в процессе учебной деятельности.
Материалы и методы.Проведено анкетирование и интервьюирование учителей в рамках областной конференции «Формирование инновационной культуры педагогов основного (общего) образования».
Результаты. По результатам проведенного нами исследования можно сделать вывод о том, что педагоги демонстрируют рост творческой активности как предметников, но при этом «каждый третий педагог испытывает серьезные профессиональные трудности в общении и взаимодействии со школьниками, в ситуациях, где он оказывается в роли воспитателя.
Обсуждение. Проанализировав полученные результаты исследования можно сделать вывод о том, что опрашиваемые педагоги продемонстрировали низкий уровень готовности учителя к воспитательной работе в процессе учебной деятельности. Большинство педагогов в своей практике применяют методы воспитательной работы, используемые во внеурочное время. К тому же, педагоги показали слабое владение современными методами воспитательной работы в процессе учебной деятельности, при этом заявляя, что воспитательная работа в большей мере ими осуществляется во время урока.
Заключение. Для решения проблемы исследования необходимо проводить разъяснительную работу в рамках курсах повышения квалификации учителей о существующих методах воспитания на уроке и приоритетных воспитательных задачах для современного образования, а также проводить тренинги и мастер-классы о применении воспитательной работы в учебной деятельности.
педагог, учитель, воспитательная работа, учебный процесс, школа, основное общее образование
– изучено состояние проблемы готовности учителя к воспитательной работе в процессе учебной деятельности в психолого-педагогической литературе;
– на основе анализа литературы разработана критериальная шкала готовности учителя к воспитательной работе в процессе учебной деятельности;
– проведено анкетирование и интервьюирование учителей в рамках областной конференции «Формирование инновационной культуры педагогов основного (общего) образования»;
– проанализированы полученные данные.
Федосеев, А. В. ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [Текст] / А. В. Федосеев, Л. С. Мурыгина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2020. — № 3 (156). — С. 217-236. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.156.3.013.
1. Газман О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М. : МИРОС, 2002. – 296 с.
2. Методика воспитательной работы / Байкова Л. А. [и др.] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стер. Москва : Академия. 2004. – 144 с.
3. Караковский В. А. Воспитание для всех. М. : НИИ школьных технологий, 2008. – 240 с.
4. Поляков С. Д. Технологии воспитания : учеб.-метод. пособие. Москва : ВЛАДОС, 2002. – 144 с.
5. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии. М. : Новая школа, 2003. – 304 с.
6. Поляков С. Д. Реалистическое воспитание. М. : Центр «Педагогичес-кий поиск», 2004. – 176 с.
7. Поляков С. Д. Коллективное творческое воспитание: перезагрузка. Москва : Издательская фирма «Сентябрь», 2015. – 199 с.
8. Селиванова Н. Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. М., 2010. – 211 с.
9. Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. М. : Педагогическое общество России, 1998. – 48 с.
10. Бодалев А. А. Личность и общение. М. : Международная педагогическая академия, 1995. – 328 с.
11. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системахвоспитания учебное пособие / под общей редакцией Е. В. Бондаревской. Москва; Ростов-н/Д : Творческий центр «Учитель», 1999. – 560 с.
12. Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе : кн. для учителя-воспитателя. М. : Пед. о-во России «Ноосфера», 1999. – 298 с.
13. Степанов Е. Н. Планирование воспитательной работы в классе // Классный руководитель. 2006. № 3. URL: https://refdb.ru/look/2834582-pall.html (Дата обращения: 15.06.2020).
14. Созонов В. П. Организация воспитательной работы в классе. Москва : Центр «Педагогический поиск». 2002. – 160 с.
15. Психологическая готовность будущих педагогов к воспитательной работе с подростками Сорокоумова / С. Н. Егорова П. А. [и др.] // Приволжский научный журнал. 2015. № 3 (35). С. 278–283.
16. Романова И. В. Готовность педагога к воспитательной работе как составляющая готовности к педагогической деятельности // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т. 4. № 1. С. 14–21.
17. Калинина Т. В., Патрикеева Э. Г., Трухманова Е. Н. Готовность педагога к воспитательной работе в условиях вузовского образования // Концепт : научно-методический электронный журнал. 2020. № 2. С. 55–68.
18. Везетиу Е. В. Проблема формирования готовности будущих учителей к реализации воспитательной деятельности // Педагогический вестник. 2018. № 3. С. 10–11.
19. Баудер Г.А., Рыжанова Е.А. Организация нравственного воспитания в процессе учебной деятельности // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 197.