Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 6 (159) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.159.6.003
УДК: 81-139
ББК: 74.489
Т. Г. Безногова ORCID
Старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин, Озерский технологический институт — филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»» (ОТИ НИЯУ МИФИ), г. Озёрск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Л. П. Юздова ORCID
Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому и литературы, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ НЕОЛОГИЗАЦИИ ЯЗЫКА
Аннотация

Введение. На материале процесса заимствования лексем на этапе проникновения новых слов в язык анализируется формирование одной из основных компетенций, которыми должен овладеть студент вуза. Авторами рассматривается приобретение лексического навыка студентами, то есть овладение структурированным действием, анализируются основные этапы формирования лексической компетенции. В статье рассматривается понятие «неологизм», описываются лексические и семантические неологизмы последнего времени, которые активно изучаются студентами в процессе освоения языка.

Материалы и методы. Материалом исследования послужила научная, справочно-информационная литература, а также картотека неологизмов, собранная одним из авторов статьи. Применялись следующие методы исследования: количественный и качественный анализ уровня сформированности лексической компетенции у студентов, а также сравнительно-исторический и сопоставительный методы.

Результаты. В процессе работы использовались различные подходы. Скрепляющим все исследование, безусловно, являлся системный подход, который позволил как преподавателю, так и студенту видеть связи и отношения изучаемого лексического материала, делать научные выводы. В результате изучения проблемы формирования лингвистической компетенции у студентов вуза в процессе целенаправленной работы уровень сформированности компетенции повышается.

Обсуждение. Языковая (лингвистическая) компетенция является способностью понимать и продуцировать неограниченное количество правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных языковых знаков и правил их сочетания. В методике преподавания языка этим термином обозначают совокупность конкретных навыков и умений. Одной из ее составляющих является лексическая компетенция. Важнейшими признаками языковой (лексической) компетенции является осознание парадигматической стороны языковых единиц и одновременно овладение литературными нормами (произношения, словоупотребления, формообразования, построения предложения). Формирование лингвистической компетенции — это приобретение совокупности знаний, умений, навыков, способов деятельности, которые используются по отношению к изучаемым объектам, процессам, признакам и т. п. В качестве объекта исследования в процессе формирования компетенции мы взяли процесс неологизации языка, который в периоды активного развития общества особенно интенсивен.

Заключение. Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод о том, что в процессе работы со студентами были сформированы лексические навыки на более высоком уровне.

Ключевые слова

лингвистическая компетенция; неологизация; неологизмы; заимствование; проникновение

Основные положения

Формирование любой компетенции, как правило, начинается с накопления эмпирических знаний, опыта наблюдения за функционированием лексических единиц, выявление семантики, ее специфики.

Студент первоначально изучает лингвистический материал, получает представление о нем, устанавливает взаимосвязи лексем друг с другом. В ходе такой работы и развивается лингвистическая компетенция, формируется умение употреблять лексические единицы в соответствии с их значением, стилистикой, особенностями функционирования. Только в процессе речевой деятельности студенты могут полноценно освоить лексический состав языка.

В связи с тем, что студент должен не только грамотно употреблять лексику, но и уметь анализировать лексическую систему языка в целом, для полноценного усвоения лингвистической компетенции предлагается изучить такие сложные вопросы языкознания, как неологизация языка на этапе проникновения неологизмов в лексическую систему языка.

Цитировать публикацию

Безногова, Т. Г.  ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ НЕОЛОГИЗАЦИИ ЯЗЫКА [Текст] / Т. Г. Безногова, Л. П. Юздова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  6 (159). — С. 40-55. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.159.6.003.

Библиографический список

1. Шамов А. Н. Иноязычная лексическая компетенция в структуре компетентностной парадигмы обучения языку // Иностранные языки в школе. 2019. № 4. С. 2–10.

2. Фетисова А. А. Развитие лингвокультурной компетенции обучающихся на примере зоонимов в английском языке // Иностранные языки в школе. 2019. № 1. С. 13–18.

3. Кручинина Г. А. Знаково-символические средства и их роль в формировании иноязычных лексических навыков : монография. Нижний Новгород : Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2018. – 100 с.

4. Грошенкова В. А. Формирование лексической компетентности у будущего учителя-логопеда // Коррекционно-педагогическое образование. 2018. № 3 (15). С. 25–32.

5. Карташова В. Н., Андреенко Т. Н. Теория и практика формирования профессиональной лексической компетенции будущего учителя английского языка на занятиях по домашнему чтению : монография. Елецк : Изд-во «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина». 2016. – 136 с.

6. Зотова А. С. Словообразование в современном медиадискурсе : монография.  Владимир : Калейдоскоп, 2016. – 120 с.