Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 6 (159) Педагогические науки
DOI: 10.25588/CSPU.2020.159.6.009
УДК: 37.012.2
ББК: 74.(03)3
И. Е. Левченко ORCID
Доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры политических наук, Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А. Г. Чурашов ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой хореографии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПЕДАГОГИКА АНТИЧНОСТИ (ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность обращения к источниковедению истории педагогики Античности. Цель статьи заключается в выявлении и классификации основных групп источников по предыстории артпедагогики и творческого наследия Иоанна Златоуста.

Материалы и методы.Материалом для изысканий послужил значительный корпус источников периода Древности — от педагогических и религиозных сочинений античных авторов до вазовой живописи и архитектурных сооружений. Методологическую основу исследования составили историко-педагогический, артпедагогический, религиоведческий, источниковедческий и археологический подходы.

Результаты. Среди письменных источников по предыстории артпедагогики в эпоху Античности выявлены следующие подгруппы: законодательные, исторические, биографические, философские, собственно педагогические, художественные и религиозные. Выделены также иконографические, антропологические, фонографические и вещественные группы источников.

Обсуждение. Исследователи провели тщательный анализ источников по истории и культуре Античности. Они осуществили атрибуцию, локализацию и интерпретацию артефактов, решая сложные проблемы достоверности, полноты и значимости информации, содержащейся в источниках. Современные специалисты разработали подробную классификацию письменных источников по истории педагогики Античности. Авторы статьи полагают, что традиционный подход к типологии источников предоставляет больше возможностей для исследований по истории педагогики Античности.

Заключение. С учетом общепринятой систематизации исторических источников в соответствии критериями типизации, хронологических и региональных признаков, можно выделить следующие группы источников по истории формирования артпедагогики в период Античности и богословско-педагогического творчества Иоанна Златоуста: письменные, иконографические, антропологические, фонографические и вещественные. Наибольший объем информации содержат письменные источники, разнообразные по своему «дисциплинарному» содержанию и жанровым особенностям. В силу фрагментарной сохранности многих источников процесс возникновения артпедагогики может быть освещен относительно неравномерно. Анализ творчества византийского богослова показал, что в его наследии представлены все основные направления христианской педагогики

Ключевые слова

история педагогики; артпедагогика; античность, источниковедение; классификация; Иоанн Златоуст

Основные положения

– выявлены следующие группы источников по истории формирования артпедагогики в период Античности и богословско-педагогического творчества Иоанна Златоуста: письменные, иконографические, антропологические, фонографические и вещественные;

– наибольший объем информации содержат письменные источники, разнообразные по своему «дисциплинарному» содержанию и жанровым особенностям;

– анализ творчества Иоанна Златоуста показал, что в его сочинениях представлены все основные направления христианской педагогики;

– источниковедение в изучении истории педагогики является одним из перспективных направлений педагогической науки.

Цитировать публикацию

Левченко, И. Е.  ПЕДАГОГИКА АНТИЧНОСТИ (ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ) [Текст] / И. Е. Левченко, А. Г. Чурашов, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  6 (159). — С. 134-153. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.159.6.009.

Библиографический список