Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье обоснована актуальность обращения к источниковедению истории педагогики Античности. Цель статьи заклю-чалась в выявлении и классификации основных групп источников по предыстории артпедагогики и творческого наследия Иоанна Златоуста.
Материалы и методы. Материалом для изысканий послужил значительный корпус источников периода Древности — от педагогических и религиозных сочинений античных авторов до вазовой живописи и архитектурных сооружений. Методологическую основу исследования составили историко-педагогический, артпедагогический, религиоведческий, источниковедческий и археологический подходы.
Результаты. Среди письменных источников по предыстории артпедагогики в эпоху Античности выявлены следующие подгруппы: законодательные, исторические, биографические, философские, собственно педагогические, художественные и религиозные. Выделены также иконографические, антропологические, фонографические и вещественные группы источников.
Обсуждение. Исследователи провели тщательный анализ ис-
точников по истории и культуре Античности. Они осуществили атрибуцию, локализацию и интерпретацию артефактов, решая сложные проблемы достоверности, полноты и значимости информации, содержащейся в источниках. Современные специалисты разработали подробную классификацию письменных источников по истории педагогики Античности. Авторы статьи полагают, что традиционный подход к типологии источников предоставляет больше возможностей для исследований по истории педагогики Античности.
Заключение. С учетом общепринятой систематизации исторических источников в соответствии критериями типизации, хронологических и региональных признаков можно выделить следующие группы источников по истории формирования артпедагогики в период Античности и богословско-педагогического творчества Иоанна Златоуста: письменные, иконографические, антропологичес-кие, фонографические и вещественные. Наибольший объем информации содержат письменные источники, разнообразные по «дисциплинарному» содержанию и жанровым особенностям. В силу фрагментарной сохранности многих источников процесс возникновения артпедагогики может быть освещен относительно неравномерно. Анализ творчества византийского богослова показал, что в его наследии представлены все основные направления хрис-тианской педагогики.
история педагогики; артпедагогика; античность, источниковедение; классификация; Иоанн Златоуст
– выявлены следующие группы источников по истории формирования артпедагогики в период Античности и богословско-педагогического творчества Иоанна Златоуста: письменные, иконографические, антропологические, фонографические и вещественные;
– наибольший объем информации содержат письменные источники, разнообразные по «дисциплинарному» содержанию и жанровым особенностям;
– анализ творчества Иоанна Златоуста показал, что в его сочинениях представлены все основные направления христианской педагогики;
– источниковедение в изучении истории педагогики является одним из перспективных направлений педагогической науки.
Левченко, И. Е. ПЕДАГОГИКА АНТИЧНОСТИ (ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ) [Текст] / И. Е. Левченко, А. Г. Чурашов, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2020. — № 6 (159). — С. 134-153. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.159.6.009.
1. Антология педагогической мысли христианского Средневековья : пособие для учащихся пед. колледжей и студентов вузов : в 2 т. / сост., вступ. ст. и общ. ред. В. Г. Безрогова, О. И. Варьяш. М. : Аспект Пресс, 1994. Т. 1. – 400 с. – ISBN 5-86318-082-X.
2. Богуславский М. В. История педагогики: методология, теория, персоналии : монография. М. : ФГНУ ИТИП РАО, Издат. центр «ИЭТ», 2012. – 434 с. – ISBN 978-5-904212-06-3.
3. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. 2-е изд. М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. – 509 с.
4. Корнетов, Г. Б. История педагогики. Введение в курс «История образования и педагогической мысли» : учебное пособие. Москва : Изд-во Университета Российской академии образования, 2003. – 292 с.
5. Смоляр А. И., Князькова О. Н. Развитие культуры самоорганизации личности студента вуза средствами арт-педагогики : монография. Самара : Самарский государственный социально-педагогический университет, 2018. – 182 c.
6. Источниковедение : учеб. пособие / отв. ред. М. Ф. Румянцева. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. – 688 с. – ISBN 978-5-7598-1092-6.
7. Мартынов А. И., Шер Я. А. Методы археологического исследования : учеб. пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. М. : Высшая школа, 2002. С. 5–20.
8. Фаган Б. М., ДеКорс К. Археология. В начале. М. : Техносфера, 2007. С. 96–100. – 592 с. – ISBN 978-5-94836-119-2.
9. Гаспаров М. Л. О риторах // Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей : авторский сборник. М. : Правда, 1988. С. 302–306. – 512 с.
10. Бузескул В. П. Введение в историю Греции. Обзор источников и очерк разработки греческой истории в XIX и в начале XX в. СПб. : Издательский дом «Коло», 2005. – 672 с. (Александрийская библиотека. Античность). – ISBN 5-901841-28-Х.
11. Источниковедение Древней Греции (эпоха эллинизма) : учеб. пособие для студентов исторических факультетов университетов, пединститутов и специа-
листов-гуманитариев / под ред. В. И. Кузищина. М. : Изд-во МГУ, 1982. – 239 с.
12. Бокщанин А. Г. Источниковедение Древнего Рима : учебное пособие. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 160 с.
13. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе : сборник / пер. с греч. класс. С. И. Соболевского. М. : Наука, 1993. С. 165–166. – 379 с. (Памятники философской мысли). – ISBN 5-02-008058-6.
14. Плутарх. Сравнительные жизнеописания : в 2 т. 2-е изд., испр. и доп. / изд. подгот. С. С. Аверинцевым, М. Л. Гаспаровым, С. П. Маркишем. М. : Наука, 1994. Т. 1. С. 57. – 702 с. – ISBN 5-02-011570-3 ; ISBN 5-02-011568-1.
15. Платон. Ион, Протагор и другие диалоги / под ред. Я. А. Слинина. СПб. : Наука, 2014. С. 93. – 432 с. (Слово о сущем). – ISBN 978-5-02-026354-3.
16. Античные поэты об искусстве : сборник / под ред. И. Савкина. СПб. : Алетейя, 1996. С. 93. – 248 с. (Античная библиотека. Античная литература). – ISBN 5-85233-003-21.
17. Квинтилиан М. Ф. 12 книг риторических наставлений / перевод с лат. А. Никольского. СПб. : Типография Императорской Российской академии, 1834. Ч. 1. С. 56. – 486 с.
18. Лукиан Самосатский. Сочинения : в 2 т. СПб. : Алетейя, 2001. Т. 1. С. 220. – 479 с. (Античная библиотека). – ISBN 5-89329-314-2.
19. Покровский М. М. История римской литературы. М. : Лист Нью, 2004. – 400 с. – ISBN 5-7871-0220-7.
20. Радциг С. И. История древнегреческой литературы : учебное пособие. 5-е изд. М. : Высшая школа, 1982. – 487 с.
21. Менандр. Комедии. Герод. Мимиамбы / пер. С. Апта, А. Парина, Г. Церетели. М. : Искусство, 1984. С. 224. – 293 с.
22. Гончарова Т. В. Еврипид. М. : Молодая гвардия, 1984. Вып. 12. С. 85. – 271 с. (Жизнь замечательных людей).
23. Балаховская А. С. Иоанн Златоуст в византийской агиографической традиции (V–X вв.). М. : Тезаурус, 2013. – 300 с. – ISBN 978-5-98421-196-3.
24. Святитель Иоанн Златоуст. Беседа 19 // Беседы на Книгу Бытия. Москва : T8 RUGRAM, 2019 г. Кн. 1. – 550 с. (Богословие). – 978-5-517-00497-0.
25. Святитель Иоанн Златоуст. Против аномеев // Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского : в 12 т. М. : ЭКСМО, 2017. Том 1. Кн. 2. С. 557–662. – ISBN 978-5-699-98731-3 ; 978-5-699-98752-8.
26. Святитель Иоанн Златоуст. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может // Указ. соч. Том 3. Кн. 2. С. 475–495.
27. Святитель Иоанн Златоуст: «Если вы воспитаете своих сыновей, то они в свою очередь воспитают своих»… // Глинские чтения : журнал : [сайт].
2007, сентябрь-октябрь. URL: http://old.glinskie.ru/common/mpublic.php?num=250 (дата обращения: 25.09.2020).
28. Святитель Иоанн Златоуст. Беседа 1 // Беседы на Книгу Бытия. Москва : T8 RUGRAM, 2019 г. Кн. 1. – 550 с. (Богословие). – ISBN 978-5-517-00497-0.
29. Святитель Иоанн Златоуст. На Псалом 130 : Беседы на Псалмы // Указ. соч. Том 5. Кн. 1. С. 406–408.
30. Святитель Иоанн Златоуст. О священстве // Указ. соч. Том 1. Кн. 2. С. 475–550.
31. Иларион (Алфеев), Mитр. Литургия. Исторический и богословский комментарий к Литургиям Иоанна Златоуста и Василия Великого. М. : ИД «Познание»; Общецерковная аспирантура и докторантура; Православная энциклопедия, 2019. – 768 с. – ISBN 978-5-906960-30-6.
32. Edrs: U. Mania & M. Trümper (2018), Development of Gymnasia and Graeco-Roman Cityscapes, Edition Topoi,Berlin, 314 p. – ISBN 978-3-9819685-0-7.
33. Wiseman J. (1969), “Ancient Corinth: the gymnasium area”, Archaeology, vol. 22, no. 3 (June), pp. 216–225.
34. M. M. Miles (2016), A Companion to Greek Architecture, John Wiley & Sons Limited, Malden-Oxford: Wiley Blackwell, First Edition, XXVI, 583 p. ISBN 9781118327616.
35. Sear F. (2006), Roman Theatres: An Architectural Study, Oxford University Press, 534 p. ISBN 978-0-19-814469-4.
36. Акимова Л. И. Искусство Древней Греции. Классика. СПб. : Азбука-классика, 2007. – 460 с. – ISBN 978-5-352-02067-8.
37. Колпинский Ю. Д., Бритова Н. Н. Искусство этрусков и Древнего Рима. М. : Искусство, 1982. – 112 с. LXIV с. – 180 л. (Памятники мирового искусства).
38. Сидорова Н. А., Тугушева О. В., Забелина В. С. Античная расписная керамика из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. М. : Искусство, 1985. – 228 с.
39. Антология педагогического наследия Древней Греции и Древнего Рима / авт.-сост. В. К. Пичугина, В. Г. Безрогов. М. : ООО «Русское слово — учебник», 2019. - 448 с. – ISBN 978-5-533-00739-9.