Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье рассматривается проблема управления качеством дошкольного образования посредством профессиональной компетентности педагога, рассматриваются способы формирования и оценивания профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации.
Материалы и методы. Для выявления способов формирования и оценивания профессиональной компетентности педагога используются такие методы исследования, как анализ нормативно-правовых документов, в которых определены требования к квалификации педагогов, а также анализ научных исследований, рассматривающих различные подходы к формированию и оцениванию профессиональной компетентности педагога.
Результаты. По итогам анализа нормативно-правовых документов и научных исследований рассмотрены различные формы методической работы, которые будут способствовать формированию профессиональной компетентности, а также методики оценивания уровня сформированности профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.
Обсуждение. В статье подчеркивается, что способами формирования профессиональной компетентности являются различные формы методической работы в дошкольной образовательной организации, способами оценивания — различные методики оценивания профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.
Заключение. По итогам изучения нормативно-правовых документов и научных исследований дается обоснование таких форм методической работы, как тренинг, семинар, проектная деятельность, социализационное занятие, которые будут способствовать формированию профессиональной компетентности. Также представлена характеристика методик оценивания профессиональной компетентнос-ти педагогов дошкольного образования.
управление качеством дошкольного образования; компетенция; профессиональная компетентность педагога; образовательные и социальные компетенции педагога дошкольного образования; формирование профессиональной компетентности; оце-нивание профессиональной компетентности; методическая работа
– рассмотрены требования современных нормативно-правовых документов к уровню профессиональной компетентности педагога;
– определены способы формирования профессиональной компетентности педагога — формы методической работы в дошкольной образовательной организации;
– дана характеристика методик оценивания профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.
Садыкова, Т. Н. СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА [Текст] / Т. Н. Садыкова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2020. — № 6 (159). — С. 198-211. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.159.6.012.
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2012 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Молчанов С. Г., Садыкова Т. Н. Основания для построения теории профессионально-педагогической компетентности // Социум и власть. 2018. № 1 (69). С. 113–126.
3. Белкина В. Н. Профессиональное самосознание как психолого-педа-гогическая категория // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 6. С. 207–211.
4. Катуржевская О. В. Оценка качества сформированности профессиональной компетентности выпускника вуза // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2 (62) Т.3. С. 58–63.
5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н c приложением : зарег. в Минюсте Рос. Федерации 06 декабря 2013 г. № 30550. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : утвержден приказом Министерства образования и науки Рос. Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. До-ступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Асаева И. Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2009. – 23 с.
8. Тихомирова О. В. Формирование профессиональной компетентности педагога в предшкольном образовании в условиях повышения квалификации : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. Ярославль, 2012. – 22 с.
9. Захарова Г. И. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения средством психолого-педагогического тренинга : дис. ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 1998. – 168 с.
10. Атмахова Л. Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2006. – 177 с.
11. Молчанов С. Г. Video-self-teach и другие социализационные занятия
с родителями: опыт классификации // Детский сад от А до Я: Научно-методический журнал для педагогов и родителей. 2017. № 5. С. 6–11.
12. Прилипко Е. В. Оценочная деятельность преподавателя в компетентностной парадигме: формирование осознанной компетентности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2017. № 1. С. 30–35.
13. Тихомирова О. В. Методика оценивания профессиональной компетентности педагога общего образования // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112). С. 77–84.
14. Сваталова Т. А. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2011. № 1. С. 94–101.