Вестник
Челябинского государственного педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 1997–9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0.217

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 3 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.04
УДК: 378
ББК: 74.0
Е.Ю. Волчегорская ORCID
профессор, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
М.Ж. Ордашева ORCID
аспирант кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Критериально-уровневые характеристики профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства
Аннотация

Введение. В статье рассматриваются основные компоненты профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства. Представлены параметрические характеристики (критерии, уровни, показатели) сформированности профессионально-эстетической готовности. Указан диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности эмоционально-ценностного, когнитивного и рефлексивно-конструктивного компонентов профессионально-эстетической готовности.

Материалы и методы.Основными методами исследования являются феноменологический и ретроспективный анализ психолого-педагогических исследований; понятийный анализ и систематизация подходов к решению проблемы формирования профессионально-эстетической готовности студентов педагогических вузов.

Результаты. В ходе изучения феноменологических и научно-теоретических аспектов проблемы формирования профессионально-эстетической готовности у будущих учителей изобразительного искусства введено новое понятие «профессионально-эстетическая готовность», обоснованы исследовательские позиции и подходы в изучении критериально-уровневых характеристик данного феномена. Практическим результатом является представление критериально-уровневой шкалы, а также модифицированного диагностического инструментария для определения сформированности профессионально-эстетической готовности в соответствии с ее сущностными характеристиками.

Обсуждение. На основании проведенного исследования делаются выводы о том, что профессионально-эстетическая готовность проявляет в сформированности трех компонентов (эмоционально-ценностнго, когнитивного, рефлексивно-конструктивного) на алгоритмическом, стимульно-продуктивном и ситуативно-креативном уровнях.

Заключение. Делается вывод о том, что параметральные характеристики позволяют объективно оценить уровень сформированности профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства.

Ключевые слова

профессионально-эстетическая готовность, будущие учителя изобразительного искусства

Основные положения
  • определены основные компоненты профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства;
  • представлена критериально-уровневая шкала сформированности профессионально-эстетической готовности;
  • определен диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности профессионально-эстетической готовности студентов. 
Цитировать публикацию

Волчегорская, Е.Ю.  Критериально-уровневые характеристики профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства [Текст] / Е.Ю. Волчегорская, М.Ж. Ордашева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  3. — С. 37-45. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.04.

Библиографический список

1. Волчегорская, Е.Ю. Личностно ориентированный подход к эстетическому воспитанию в начальной школе [Текст]: монография / Е.Ю. Волчегорская. – М.: Спутник плюс, 2007. – 159 с.

2. Baneviиiūtė B., Kudinovienė J. (2017) Development of Arts Teacher Research Competence in Master Pedagogika. Pedagogika. 125 (1), 57–67. DOI: 10.15823/p.2017.04

3. Baneviиiūtė B., Kudinovienė J. (2015) Arts Teacher Education in Lithuania: Aspects of Postgraduate Arts Education Research. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 191, 302–307.  DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.04.234

4. Makhashova P., Meirmanovb A., Zhunusbekovc Z., Makashevad O., Mirzaliyevae E., Ermuratovaf A., Sakenovg J. (2016) On the Development of Professional Competence in Students of Creative Pedagogical Specialties. International journal of environmental & science education. 11(11), 4660–4668.

5. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]: учеб. пособие / Е.А. Климов. – М.: Издательский центр Академия, 2004. – 304 с.

6. Зеер, Э.Ф. Профориентология: теория и практика [Текст] / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 192 с.

7. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск: БГУ, 1976.

8. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст]: учеб. пособие / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 1996. – 320 с.

9. Ильин, С.С. Психологическая готовность к управленческим профессиям и ее диагностика [Текст] / С.С. Ильин // Прикладная психология. – 1999. – № 4. – С. 1–11.

10. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность [Текст] / В.А. Сластенин, Л.С. Поды­мова. – М., 1997. – 224 с.

11. Gaysina G.I. (2015) Content and Methods of a Teacher’s Professional Culture Formation. Review of European Studies. 7(1), 18–22. DOI: 10.5539/res.v7n1p18.

12. Sadovaya V.V. (2015) The Formation of Professional Readiness of a Social Teacher to Organization of Children’s Leisure Time Activities. International JournalofEnvironmental & ScienceEducation. 10 (4), 595–602. DOI: 10.12973/ijese.2015.274a

13. Корнилова, Д.С. Формирование когнитивного компонента отношения к профессиональной деятельности в процессе обучения [Текст] / Д.С. Корнилова // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20. – № 2. – С. 55–62. DOI:10.17759/pse.2015200206

14. Кручинина, Г.А. Формирование когнитивного компонента готовности использования новых информационных технологий в системе «поддерживающего обучения» учителя [Текст] / Г.А. Кручинина, Л.А. Швецова // Проблемы теории и практики в подготовке современного специалиста. – Н. Новгород: Изд-во НГЛУ, 2004. – С. 78–82.

15. Кочегарова, О.С. Модель формирования готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников [Текст] / О.С. Кочегарова // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2012. – Т. 12. – № 4. – С. 108–111.

16. Самойлик, А.Н. Опросник диагностики профессионально-ценностных реакций личности: современные исследования социальных проблем [Текст] / А.Н. Самойлик // Современные исследования социальных проблем. – 2016. – 7(63). – С. 141–167.

17. Копытный, А.И. Тест художественно-эмоционального восприятия: диагностические, развивающие, терапевтические возможности [Текст] / А.И. Копытный, Р.А. Черенков // Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности: сб. материалов первой всероссийской научно-практической конференции. – СПб, 2016. – С. 49–53.

18. Фетискин, Н.П. Эмоциональное обеспечение учебной и трудовой деятельности: учеб. пособие [Текст] / Н.П. Фетискин. – Кострома, 1990. – 108 с.

19. Меркулова, О.Г. Информационная этика курсантов военного вуза: опыт диагностики методом кейс-стади [Электронный ресурс] / О.Г Меркулова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 26. – Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14594 [Дата обращения: 10.05.2018]

20. Реан, А.А. Психология педагогической деятельности [Текст] / А.А. Реан. – Ижевск: Удмурдский университет, 1994.