Вестник
Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682
Импакт-фактор РИНЦ: 0.236

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 4 Педагогические науки
Показать полный текст
DOI: 10.25588/CSPU.2018.33..4..001
УДК: 378.1
ББК: 74.480
Лариса Александровна Белова ORCID
доцент, ЮУрГГПУ, доцент
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Марина Геннадьевна Заседателева ORCID
ЮУрГГПУ, доцент
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Елена Борисовна Быстрай ORCID
Профессор, ЮУрГГПУ, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Татьяна Валентиновна Штыкова ORCID
доцент, ЮУрГГПУ, доцент
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ CLIL
Аннотация

Введение. В статье рассматривается вопрос использования технологии CLIL, освещается ее применение, плюсы и минусы данной технологии, подчеркивает важность использования данной технологии в процессе подготовки будущих учителей к межкультурному профессиональному взаимодействию. Цель статьи - описать с учетом требований данной технологии педагогический проект, проведенный на историческом факультете.

Материалы и методы . Основные методы исследования: анализ научной литературы, посвящённой изучению технологий. КЛИЛ в трудах отечественных и зарубежных ученых, метод педагогического проекта, а также диагностические методики, включающие наблюдение, анкетирование, тестирование, методы обработки данных.

Результаты. Итоги проведения педагогического проекта показали, что в процессе обучения с использованием технологии CLIL уровень сформированности иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции у студентов 1 курса исторического факультета увеличился по всем трём видам речевой деятельности (говорению, аудированию и чтению). Студенты отмечали большую заинтересованность как в овладении терминологией, так и в работе с текстами, так как это помогло им углубить знания по истории. Владея терминологией, они могли сами читать дополнительный материал по теме на английском языке. Вследствие этого повысилась мотивация к изучению английского языка. При проведении проекта нами была использована технология CLIL. При этом предметная и языковая составляющие были одинаково важны и равноправны.

Обсуждение. Подчеркивается, что формирование иноязычной профессионально-ком­муникативной компетенции будущих учителей является основной целью современного образования, так как данная компетенция является важным компонентом общей компетентности учителя, которая подготовит педагога к межкультурному профессиональному взаимодействию в будущем.

Заключение . Делается вывод о том, что использование технологии CLIL является важнейшим кандидатом на знание иностранного языка, но и других предметов. Эффективная работа преподавателя и студентов на занятиях с помощью данной технологии, которая поможет сформировать новые технологии обучения и обучения.

Ключевые слова

технология CLIL, предметно-языковое интегрированное обучение, иноязычная профессионально-коммуникативная компетенция, особенности технологии CLIL, культурный аспект, социальный аспект, языковой аспект, предметный аспект, обучающий аспект, педагогический проект

Основные положения

• созданная и апробированная система упражнений на основе технологии CLIL, подготавливающие последующие учителей истории к межкультурному профессиональному взаимодействию

Цитировать публикацию

Белова, Лариса Александровна  ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ CLIL [Текст] / Лариса Александровна Белова, Марина Геннадьевна Заседателева, Елена Борисовна Быстрай, Татьяна Валентиновна Штыкова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  4. — С. 9-16. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.33..4..001.

Библиографический список

1. Мишланова, С.Л. Методика и технология профессиональной деятельности: системно-деятельностный подход при изучении иностранных языков [Текст]: учебное пособие / С.Л. Мишланова, М.Г. Заседателева. - Пермь: Изд-во Перм. гос. нац. исслед. ун-та, 2013. - 111 с.

2. Быстрай, Е.Б. Актуализация профессионального контекста ситуативной направленности как одно из условий подготовки будущих учителей к межкультурному общению [Текст] / Е.Б. Быстрай, О.В. Мухаметшина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2016. - № 5. - С. 24-29.

3. Бароненко, Е.А. Вариативность инновационных тенденций развития системы подготовки будущих учителей в межкультурном контексте [Текст] / Е.А. Бароненко, Е.Б. Быстрай // Актуальные вопросы лингвистики, страноведения, педагогики и методики преподавания иностранных языков сборник научных статей. Министерство образования Российской Федерации, Челябинский государственный педагогический университет; ред. кол.: В.М. Мошкович, Н.Е. Кунина, М.Г. Федотова. Челябинск, 2002. – С. 173–185.

4. Райсвих, Ю.А. Интерактивная дидактико-коммуникативная среда как технология подготовки бакалавров (студентов педагогического вуза) к межкультурному взаимодействию в евроконтексте [Текст] / Ю.А. Райсвих, Е.Б. Быстрай, Т.В. Штыкова // Сборник статей международной научно-практической конференции «Инновационные технологии научного развития», 2016. –
С. 179–183.

5. Белова, Л.А., Слабышева, А.В. Творческие задания для формирования у студентов иноязычной коммуникативной компетенции языка [Текст] / Л.А. Белова, А.В. Слабышева // Иностранные языки в школе. – М. 2017. – № 8. – С. 27–30.

6. Marsh, D. Content and Language Integrated Learning: The European Dimension – Actions, Trends and Foresight Potential. DG Education & Culture, European Commission, 2002.

7. Bentley, K. The Teaching Knowledge Test Course CLIL Module. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. – P. 124.

8. Roelcke, T. Fachsprachliche Inhalte und fachkommunikative Kompetenzen als Gegenstandes Deutschunterrichts fцr deutschsprachige Finder und Jugendliche. Fachsprache, Vol. XXXI / J. Engberg, S. Gьpferich, N. Janich. Wien: Braumцller, 2009. – 1–2.

9. Maljers, A. Windows on CLIL. Content and Language Integrated Learning in the European Spotlight. Alkmaar: European Platform for Dutch Education, 2007.

10. CLIL at School in Europe. Eurydice. The Information Network on Education in Europe.  Brussels: Eurydice, 2005.

11. Иноземцева, К.М., Бондалетова, Е.Н., Борисова, Т.Д. Эволюция ESP как методологии преподавания иностранного языка для профессиональных целей в нелингвистических вузах России [Электронный ресурс] / К.М. Иноземцева, Е.Н. Бондалетова, Т.Д. Борисова // Гуманитарные научные исследования. – 2016. – № 2. Режим доступа: http://human.snauka.ru/2016/02/13994 [дата обращения: 15.05.2018].

12. Mehisto, P., Marsh, D. & Frigols, M. J. Uncovering CLIL. Content and Language Intergrated Learning in Bilingual and Multilingual Education. Oxford: Macmillan Education, 2008.

13. Krashen, S. Principles and Practice in Second Language Acquisition. Oxford, Pergamon Press, 1982.

14. Воног, В. В. Компетентностный подход в обучении иностранным языкам в аспирантуре [Текст] / В.В. Воног, О.А. Прохорова // Вестник ТГПУ, 2015. – № 12 (165). – С. 25 – 29.

15. Яроцкая, Л.В. Иностранный язык и становление профессиональной личности (неязыковой вуз) [Текст]: монография / Л.В. Яроцкая. – М.: Издательство ТРИУМФ, 2016. – 258 с.

16. Marsh, D. CLIL/EMILE – The European Dimension: Actions, Trends & Foresight Potential. Brussels: European Commission, 2002.

17. Mehisto, P. and Marsh D. «Approaching the economic, cognitive and health benefits of bilingualism: Fuel for CLIL» In Content and Foreign Language Integrated Learning. Bern: Peter Lang, 2011.

18. Крашенинникова, А.Е. К вопросу об использовании предметно-языкового интегрированного обучения CLIL [Текст] / А.Е. Крашенинникова // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. - 2015. - № 30. - С. 83-89.

19. Кушнерюк С. Два дня в жизни лидеров: мировой модельный потенциал политического события // Европейские труды социальных и поведенческих наук (EpSBS). WUT2018. IX Международная конференция «Слово, высказывание, текст: когнитивные, прагматические и культурные аспекты». 2018. Р. 466-475.

20. Бароненко, Е.А. Повышение роли самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка [Текст] / Е.А. Бароненко, Л.А. Белова, А.В. Слабышева, И.А. Орлова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 3. - С. 14-20.