Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 4 Педагогические науки
Показать полный текст
DOI: 10.25588/CSPU.2018.30..4..009
УДК: 159.9.072
ББК: 88.60
Ирина Константиновна Прохорова ORCID
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) РГППУ, заведующий кафедрой педагогики и психологии
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ И РЕФЛЕКСИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация

Введение. Обоснована актуальность развития навыков педагогической рефлексии у будущих педагогов для формирования профессиональных компетенций, представлен обзор основных идей исследователей рефлексии. Цель статьи - представление результатов опытно-поискового исследования рефлексивных оценок студентов формарованности профессиональных компетенций и интереса к профессиональной деятельности педагога.

Методология и методы исследования. Использовались личностно-деятельностный и субъектный методологические подходы, метод тестов (16-факторный личностный опросник Кеттелла, форма А, 187 вопросов), анкета.

Результаты. Выявленные статистически значимые взаимосвязи между самооценкой сформированности профессиональных компетенций и личностными качествами студентов. Составлены психологические портреты студентов с разным уровнем самооценки сформированности компетенций и выраженности интереса к деятельности педагога.

Обсуждение. Гипотеза о взаимосвязи психических свойств личности студентов и их рефлексивными оценками уровней сформированности профессиональных компетенций подтверждена. Студентов, выше оценивающих свой уровень компетенций, отличает эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, смелость, стремление к самоутверждению, самостоятельности. У студентов, ниже оценивающих уровень компетенций, выражены тревожность, эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе, конформность. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями вузов, психологами для развития адекватной самооценки студентов, навыков эмоциональной саморегуляции.

Заключение. Результаты опытно-поискового исследования могут быть использованы для совершенствования процесса профессиональной подготовки будущих педагогов, развития навыков педагогической рефлексии у студентов, их подготовки к прохождению педагогической практики и итоговой государственной аттестации.

Ключевые слова

студенты педагогического вуза, педагогическая рефлексия, профессиональные компетенции, виды деятельности педагога: педагогическая, проектная, исследовательская, культурно-просветительская

Основные положения

лечение методов диагностики (опрос, тестирование, анкетирование), способствующие формированию у студентов умений рефлексивно оценивать свои способности и готовность выполнять педагогическую деятельность в рамках профессиональных компетенций;

выявлены статистические значимые взаимосвязи между самооценкой сформированности профессиональных компетенций и личностными качествами студентов;

составленные психологические портреты студентов с высокой и низкой рефлексивной оценкой сформированности компетенций

Цитировать публикацию

Прохорова, Ирина Константиновна  ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ И РЕФЛЕКСИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА [Текст] / Ирина Константиновна Прохорова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  4. — С. 87-96. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.30..4..009.

Библиографический список

1. Иванова, Н.Л. Профессионалы и проблема внедрения инноваций в вузе [Текст] / Н.Л. Иванова, Е.П. Попова // Вопросы образования. – 2017. – № 1. – С. 184–206.

2. Прохорова, И.К. Профессиональный стандарт педагога – новые подходы к подготовке будущих учителей [Текст] / И.К. Прохорова // Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения: материалы XIV Международной науч.-практ. конф. (г. Липецк, 25 ноября 2016 г.). – Липецк: Общество с ограниченной ответственностью «РаДуши» 2016. – С. 168 – 174.

3. Леонтьев, Д.А. Траектории личностного развития: реконструкция взглядов Л.С. Выготского [Текст] / Д.А. Леонтьев, А.А. Лебедева, В.Ю. Костенко//Вопросы образования. – 2017. – № 2. – С. 98 – 112.

4. Вульфов, Б.З. Рефлексия: учить, управляя [Текст] / Б.З. Вульфов // Мир образования. – 1997. – № 1. – С. 63–65.

5. Вульфов, Б.З. Профессиональная рефлексия: потребность, сущность, управление [Текст] / Б.З. Вульфов // Магистр. – 1995. – № 1. – С. 71–79.

6. Вульфов, Б.З. Педагогика рефлексии [Текст] / Б.З. Вульфов, В.Н. Харькин. – М.: Магистр, 1999. – 111 с.

7. Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагога [Текст] / Г.М. Коджаспирова – М.: Всероссийский научно-практический центр профориентации и психологической поддержки населения, 1994. – 344 с.

8. Коджаспирова, Г.М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования [Текст] / Г.М. Коджаспирова. – М.: Альфа, 1993. – 120 с.

9. Метаева, В.А. Рефлексия как метакомпетентность / В.А. Метаева // Педагогика. – 2006. – № 3. – С. 57–61.

10. Сластенин, В.А. Профессиональное самосознание учителя [Текст] / В.А. Сластенин // Магистр. – 1995. – № 3. – С. 52–59.

11. Юсупов, И.М. Профессиональное самосознание педагога [Текст] / И.М. Юсупов // Педагогика. – 1989. – № 12. – С. 79–84.

12. Бессонова, И.Г. Модель формирования профессиональной рефлексии будущего педагога [Текст] / И.Г. Бессонова // Сибирский педагогической журнал. – 2007. – № 1. – С. 176–183.

13. Анисимов, О.С. Авторефлексия и самопознание [Текст] / О.С. Анисимов // Живая психология. – 2016. – Т. 3. – № 1. – С. 11–28. DOI: 10.18334/lp.3.1.36413

14. Салаватулина, Л.Р. Решение ситуационных задач как средство формирования профессиональных компетенций будущих педагогов [Текст] / Л.Р. Салаватулина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2018. – № 2. – С. 138–147.

15. Шевцова, Г.В. Педагогическая рефлексия как фактор формирования коммуникативных стратегий студентов [Текст] / Г.В. Шевцова // Казанский педагогический журнал. – 2010. – № 4. – С. 12–20.

16. Мешкова, И.В. Особенности учебно-профессиональной мотивации студентов педагогического вуза с разным уровнем психологической готовности к проектированию индивидуальной образовательной траектории [Текст] / И.В. Мешкова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. – № 6. – С. 142–148.

17. Дикова, В.В. Возможности методов психологической диагностики в оценке компетенций выпускников педагогического вуза / В.В. Дикова // Современные технологии оценки качества образования в вузе: материалы науч.-практ. конф. (г. Нижний Тагил, 6 апреля 2017 г.). – Нижний Тагил: НТГСПИ (ф) ФГАОУ ВО «РГППУ». – 2017. – С. 26–31.

18. Стриелковски, В. Детерминанты качества университетского образования: мнение студентов [Текст] / В. Стриелковски, Л.С. Киселева, Е.Н. Попова // Интеграция образования. – 2018. – Т. 22. – № 2. – С. 220–236.

19. Зеер, Э.Ф. Навигационные средства как инструменты сопровождения освоения компе­тенций в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории [Текст] / Э.Ф. Зеер, Е.Ю. Журлова // Образование и наука. – 2017. – Т. 19. – № 3. – С. 77–93.

20. Рукавишников, А.А. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла [Текст]:методическое руководство / А.А. Рукавишников, М.ВСоколова. – СПб.: Иматон, 2002. – 95 с.