Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение.В статье обосновывается актуальность проведения практик, призванных формировать исследовательские компетенции будущих учителей на базе школ для обеспечения взаимодействия студента с образовательной средой как платформой исследования. Цель статьи – раскрыть систему последовательно усложняющихся задач исследовательских практик и углубляющегося взаимодействия с различными компонентами образовательной среды школы.
Материалы и методы. В ходе исследования применены как теоретические (анализ литературы по проблеме, моделирование), так и эмпирические (наблюдение, анализ документации, обобщение опыта, описание, беседа) методы. Осуществлялось оценивание результатов с использованием листов экспертной оценки.
Результаты.Разработана система заданий исследовательских практик 3-5 курсов, характеризующаяся преемственностью и иерархичностью задач, контентно-варьирующей мобильностью при взаимодействии с образовательной средой учебного заведения, нацеленностью на создание инновационного продукта, востребованного образовательной средой. Нами выделены задачи каждой из практик, обеспечивающие выполнение указанных требований, и определены основные условия их реализации. Выяв- лены проблемы и трудности, с которыми сталкиваются студенты на каждом из этапов
формирования исследовательской компетенции, и показаны резервы практик и ресурсы образовательной среды, взаимодействие с которыми позволяет преодолевать возникающие затруднения.
Обсуждение. Утверждается, что постоянноевзаимодействие с образовательной средой учебных заведений в период исследовательских практик обеспечивает регулярную верификацию востребованности исследования, своевременную апробацию разрабатываемых материалов и форм работы и их коррекцию, постоянную адаптацию к меняющимся условиям исследовательской деятельности, платформу для формирования способности руководить учебно-исследовательской деятельностью учащихся.
Заключение. Делается вывод о том, что предлагаемая последовательность задач исследовательских практик способствует органичному становлению не только исследовательских компетенций будущих учителей иностранного языка, но и ряда качеств личности, необходимых будущим профессионалам в сфере языкового образования: инициативности, социальной активности, мобильности и самостоятельности.
исследовательские компетенции; исследовательские практики; образовательная среда школы; задачи практики; оценивание результатов практики
- определен состав и осуществлена декомпозиция исследовательских компетенций будущих учителей при взаимодействии с образовательной средой школы;
- разработана система всестороннего оценивания результативности исследовательских практик;
- представлена система усложняющихся задач исследовательских практик, предполагающих углубление и расширения взаимодействия с образовательной средой школы.
Тихонова, А. Л. ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ ШКОЛЫ НА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ [Текст] / А. Л. Тихонова, З. В. Возгова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 5. — С. 185-199. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.72..5..015.
1. Елагина В. С. Формирование исследовательской компетенции в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] // Концепт. 2012. – № 8 (август). URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12102.htm (дата обращения: 21.06.2018).
2. Куликова Л. М., Куликов Л. М. Формирование исследовательских компетенций у студентов в условиях производственной практики // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2014. – № 2(31). – С. 70-79.
3. Пономарчук П. Н. Формирование исследовательской компетенции у студентов юридических специальностей [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2011. – № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=4906(дата обращения: 21.06.2018).
4. Репета Л. Формирование исследовательской компетенции учащихся // Цели и тематика. 2011. – № 3. – С. 28-33.
5. Рындина Ю. В. Формирование исследовательской компетентности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки // Человек и образование. 2011. – №
3(28). – С. 183-188.
6. Яковлева Е. В. Формирование исследовательской компетенции у будущих учителей начальных классов в процессе обучения в вузе [Электронный ресурс] // Современные научные исследования. 2015. – Вып. 3. URL: http://e-concept.ru/2015/85741.htm (дата обращения: 21.06.2018).
7. Яковлева Е. В., Бурова Л. И. Преемственность формирования исследовательской компетентности учителя начальных классов в условиях многоуровневой подготовки // Вестник Череповецкого государственного университета. 2016. – № 4. – С. 140-145.
8. Чумичева Р. М. Формирование исследовательских компетенций у студентов в процессе педагогической практики // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2009. – № 3. – С. 22-34.
9. Берсенева О. В. Модель формирования исследовательских компетенций будущих учителей математики // Вестник ТГПУ. 2016. – №4 (169). – С. 65-69.