Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 5 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.79..5..006
УДК: 37.013
ББК: 74.200.55
М. В. Жукова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. Л. Бараш ORCID
Магистрант 2 курса, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. В. Фролова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
К. И. Шишкина ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация

Введение.Статья посвящена проблеме профилактики такого вида аддиктивного поведения, как компьютерная зависимость. Рассмотрены направления деятельности педагога-психолога по профилактике формирования зависимости от виртуальной реальности компьютера. Представлены результаты изучения уровня сформированности склонности к компьютерной аддикции младших школьников, полученные на материале исследования 60 учащихся начальных классов. Цель статьи – обосновать и раскрыть авторскую концепцию эффективной организации работы педагога-психолога по профилактике компьютерной аддикции у детей младшего школьного возраста.

Материалы и методы.   Основными   методами   исследования   являются  анализ


психолого-педагогической и медицинской (клинической) литературы, посвященной проблеме компьютерной зависимости; методы диагностики, включающие тестирование детей с помощью методики «Опросник, обращенный к младшему школьнику» С. А. Котовой», анкетирование педагогов. Анкета на выявление уровня компетентности педагогов по вопросам профилактики компьютерной зависимости у младших школьников.

Результаты.Выявлены направления деятельности педагога-психологапо профилактике компьютерной аддикции у младших школьников, проанализированы эмпирические данные исследования уровня сформированности склонности к зависимому поведению, связанному с использованием компьютера.

Обсуждение. Проанализированы результаты изучения склонности к формированию компьютерной зависимости у учащихся начальных классов. Выявлена динамика формирования склонности к зависимому поведению у учащихся третьих и четвертых классов. Проведено изучение компетентности учителей начальных классов по вопросам профилактики компьютерной зависимости.

Заключение. Существуют значимые различия в уровне риска формирования склонности к компьютерной зависимости у учащихся третьих и четвертых классов начальной школы. Необходимо расширение спектра форм и методов профилактической работы учителей начальных классов.

Ключевые слова

аддиктивное поведение, аддикции, компьютерная зависимость (компьютерная аддикция), Интернет-зависимость, младший школьный возраст

Основные положения

- проблема профилактики компьютерной аддикции и определения направлений деятельности педагога по профилактике зависимости от виртуальной реальности компьютера является актуальной для начальной школы;

- по результатам исследования выявлено, что не наблюдается склонности к формированию компьютерной аддикции у 63,33% учащихся начальной школы, 20% из которых находятся на стадии тенденции перехода к «зоне риска»; у 16,67% младших школьников продиагностирован риск формирования зависимого поведения, связанного с использованием компьютера;

- на статистическом уровне выявлены значимые различия в уровне уровня склонности к компьютерной зависимости у учащихся третьих и четвертых классов.

Цитировать публикацию

Жукова, М. В.  НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [Текст] / М. В. Жукова, Е. Л. Бараш, Е. В. Фролова, К. И. Шишкина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  5. — С. 75-90. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.79..5..006.

Библиографический список

1. Акай О. М., Завгородняя Г. С., Царевская И.  В. Роль интернет-технологий в современной концепции обучения иностранному языку  [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21913 (дата обращения: 21.10.2018).

2. Ensher E. (2013), «E-mentoring as a Critical E-learning Approach: The Impact of Social Presence on E-mentoring» Communications and Network. 5, 1-3. DOI: 10.4236/cn.2013.53B1001, (WoS).

3. Грин Н. В. Интернет как средство обучения [Электронный ресурс] // Успехи современного естествознания. 2013. – № 5. – С. 59-61. URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=31672 (дата обращения: 21.10.2018).

4. Запевалина О. В. Формирование медиакультуры в информационном обществе // Вестник Бурятского государственного университета. Серия: Педагогика. 2011. – № 1. – С. 45–50.

 

5. Кононова Т. М., Горева О. М. Роль интернет-технологий в системе непрерывного образования: история, традиции и процессы модернизации // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2013. – № 4, – с. 93-95.

6. Тихомиров В. П., Максюков Н. И. Глобализация и экспорт образовательных услуг // Открытое образование. 2001. –  № 4. – С.7-13.

7. Никитина Е. Ю., Милютина А. А. Формирование медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка как один из базовых компонентов профессиональной деятельности будущих учителей начальных классов // Глобальный научный потенциал : научно-практический журнал. 2018. – № 6 (87) – С.20-23.

8. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность / В кн.: Войскунский А. Е., ред. Гуманитарные исследования в Интернете. М. : Можайск-Терра, 2000. – С. 11-39.

9. Davis R. A. (2001), A cognitive-behavioral model of pathological Internet use. Computers in Human Behavior. 17 (2), 187–195. DOI: 10.1016/S0747-5632(00)00041-8, (WoS).

10. Дрепа М. И. Интерент-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии // Гуманитарная экспертиза. 2009. – № 2. – с. 189-193.

11. Урсу А. В., Худяков А. В. Компьютерная игровая зависимость: клиника, динамика и эпидемиология // Психическое здоровье. 2009. – № 8 (39). – С. 28–32.

12. Фримен Д. Проблема влияния электронной среды на интеллектуальное развитие и межличностные отношения одаренных и талантливых детей // Психологическая наука и образование. 2015. – Т. 20. – № 1. – C. 102–109.

13. Goldberg I. (1996), Internet addiction disorder. CyberPsychology & Behavior. 3(4), 403-412, (Scopus).

14. Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция, профилактика. Днепропетровск : Пороги, 2006. – 195 с.

15. Hansen Susan. (2002), Excessive Internet usage of Internet Addiction? The implications ofdiagnostic categories for student users. J. Computer Assisted Learning. 18(2), 232-236. DOI.org/10.1046/j.1365-2729.2002.t01-2-00230.x.

16. Kandell J. J. (1998), Internet addiction on a college campus: The vulnerability of college students. CyberPsychology & Behavior. 3(2), 11-17, (Scopus).

17. Parks M., Floyd K. (1996), Making friends in cyberspace J. Communication. 7, 80-97. DOI.org/10.1111/j.1083-6101.1996.tb00176.x.

18. Чудова И.В. Особенности образа «Я» жителя Интернета // Психологический журнал. 2002. – Т. 23. – № 1. – С. 113-117, (Scopus).

19. Young K. S. (2009), Internet Addiction: The Emergence of a New Clinical Disorder. CyberPsychology & Behavior. 1(3), 237–244. DOI.org/10.1089/cpb.1998.1.237, (Scopus).

20. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. «Оборотная сторона» цифровой компетентности российских подростков: иллюзия компетентности и рискованное поведение онлайн // Вопросы психологии. 2017. – № 3. – С. 3-15. (WoS, Scopus).

 

21. Усенкова Е. В.  Профилактика аддиктивного поведения подростков как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. 2013. – № 9 (56). – С. 409–411.

22. Варенникова А. Д.  Психолого-педагогическая работа как основа профилактики аддиктивного поведения студентов // Педагогическое образование в России. 2011. – № 1. – С. 93–98.

23. Шустикова А. П. Аддиктивное поведение подростков как следствие нарушения мотивационной сферы личности / Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности : сб. научных статей международной научно-практической конференции // Под ред. Р. В. Кадырова. – Владивосток : Мор. гос. ун-т им. адм. Г. И. Невельского. 2011. – С. 106-110.

24. Савченко С. Ф. Ценности как основа профилактики аддиктивного поведения подростков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2006. – № 2 (19). – С. 125-129.

25. Симакова О. Б.  Теория копинг-поведения как основа первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков // Вестник Забайкальского государственного университета. 2009. – № (6). – С. 93–98.

26. Баралгина В. В., Барцалкина  В. В. Терапия последствий детских травм, депривации и насилия как профилактика аддиктивного поведения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2010. – № 5. –  С. 208–217. URL:

http://psyedu.ru/journal/2010/5/Bartsalkina.phtml (дата обращения: 21.10.2018).

27. Катков А. Л., Россинский Ю. А. Определение качественных параметров индивидуального и социального психического здоровья (по результатам комплексного исследования населения Республики Казахстан) // Вопросы ментальной медицины и экологии. 2003. – Т. IX. – № 4. – С.102–107.

28. Краснова С. В., Казарян Н. Р., Тундалева В. С., Быковская Е. В., Чапова О. Е., Носатова М. О. Как справиться с компьютерной зависимостью. М. : Эксмо, 2008 – 224 с.

29. Обжорин А. М. Профилактика компьютерной-интернет-зависимости в современной школе // Научное обеспечение системы повышения квалификации : научно-теоретический журнал. 2011– № 6 (11). – С. 78-84.

30. Васильева Е. В. Компьютерная зависимость подростка как социально-педагогическая проблема // Психолого-педагогический журнал Гуадеамус. 2016. – Т. 15. –  № 2. - С. 32-39.

31. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития [Текст] / Ред.-сост. А.Е. Войскунский. М. : Акрополь, 2009. – С. 223–236.