Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 6 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.74..6..016
УДК: 81.13
ББК: 81.2
Л. П. Юздова ORCID
Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому и литературы, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ МОРФЕМНОМУ АНАЛИЗУ ЛЕКСЕМЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Аннотация

Введение. В статье рассматривается методика проведения грамматического разбора – морфемного анализа лексемы. Грамматический разбор – вид анализа языковых единиц, среди которых одним из самых трудных и значимых является разбор слов по составу (морфемный анализ). Значимость морфемного анализа обусловлена тем, что для применения многих орфографических норм необходим навык разбора слов по составу. При осуществлении морфемного анализа, или разбора слова по составу с целью предотвращения ошибок необходимо придерживаться определенной методики.

Материалы и методы. Основными методами и приемами изучения вопроса методики проведения морфемного анализа лексемы в основной школе стали анализ научной и методической литературы, обработка данных, обобщение, систематизация опыта работы, описание алгоритма морфемного анализа.

Результаты. Раскрыта сущность морфемного анализа, описаны подходы к данному виду разбора, выявлены типичные ошибки, определена методика проведения анализа.


Обсуждение. Морфемный анализ слова может осуществляться с двух позиций: с позиции структурной и с позиции структурно-семантической. Сущность формального подхода заключается в том, что сначала выделяется корень, затем морфемы, находящиеся до и после корневой морфемы. В ходе формального анализа обучающийся пытается найти знакомые ему ранее морфемы и на этом основании их выделяет. Этому способствует тот факт, что морфемы в основном однотипны и встречаемость их в других словах высока. Существует и другой подход – структурно-семантический, при котором подход к морфемному анализу лексемы более прогрессивный: в этом случае морфема рассматривается и как структурная, повторяемая единица, и как единица, имеющая лексическое и грамматическое значение, или только лексическое или грамматическое.

Заключение. При морфемном анализе во избежание ошибок необходимо придерживаться методики учета как структурного деления лексемы на морфемы, так и значимости морфем в составе слова.

Ключевые слова

морфемный анализ, морфема, приставка, корень, суффикс, окончание, нулевое окончание, основа слова, структурный подход, структурно-семантический подход

Основные положения

- рассмотрена сущность морфемного анализа;

- изучены особенности морфемного анализа лексем, трудности и типичные ошибки;

- определена методика проведения морфемного анализа.

Цитировать публикацию

Юздова, Л. П.  МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ МОРФЕМНОМУ АНАЛИЗУ ЛЕКСЕМЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА [Текст] / Л. П. Юздова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  6. — С. 213-222. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.74..6..016.

Библиографический список

1. Васильев Л. М. Методы современной лингвистики. Уфа : Изд-во Башкирского ун-та, 1997. – 181 с. ISBN 5-7477-0172-Х

2. Стернин И. А. Проблемы анализа структуры значения слова. – Воронеж : изд-во Воронежского ун-та, 1979. – 156 с.

3. Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке : учебное пособие для студентов вузов. М. : Логос, 2003. – 304 с. ISBN 5-94010-092-9

4. Головачева О. А., Шилина С. А. Современный русский литературный язык. Словообразование : учебное пособие для квалификации «Бакалавр» по профилю подготовки «Русский язык и литературы» (по спец. 32900 – русский язык и литература). Брянск : Изд-во ООО «Ладомир», РОУ БГУ, 2012. – 102 с. ISBN 978-5-91516-215-9

5. Крысин Л. П. Современный русский язык. Лексическая семантика. Лексиколоия. Фразеология. Лексикография : учеб. пособие для студ. филол. фак. высш.учеб. заведений. 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 240 с.

6. Мадоян В. В., Шейранян С. З. Морфемное членение и словообразовательная интерпретация иноязычных слов в русском языке / Филологические науки. 2015. – № 3. – С. 39-47.

7. Крысин Л. П. Слово в современных текстах и словарях : очерки о русской лексики и лексикографии. М. : Знак, 2008. 320 с. ISBN 978-5-9551-0175-0

8. Жаналина Л. К. Морфема в интегративной лингвистике Международный научный журнал «Филологические науки». 2009. – № 3. – C. 37-46.