Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 6 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.41..6..010
УДК: 372.01
ББК: 74.202.5
Д. Ф. Ильясов ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
С. В. Олефир ORCID
Доктор педагогических наук, профессор, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А. Н. Юлдашева ORCID
Директор МОУ «Аргаяшская средняя общеобразовательная школа № 2» Аргаяшского муниципального района
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕКСТОВ НОВОЙ ПРИРОДЫ В РАБОТЕ С НИЗКОМОТИВИРОВАННЫМИ И СЛАБОЧИТАЮЩИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Аннотация

Введение. Снижение жизненной ценности чтения, его качества и в целом грамотности оказывают негативное влияние на качество образования. Эти явления дополняется проблемами, связанными со слабой концентрацией внимания, клиповостью мышления подрастающего поколения. В результате данных явлений наблюдается недостаточное овладение навыками чтения у значительного количества детей с полноценным интеллектом, зрением и слухом, сохранной речью. Целью данной работы является представление теоретических и практических данных по использованию текстов новой природы для преодоления трудностей в обучении чтению учащихся.


Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной вопросам обучения чтению низкомативированных и слабочитающих учащихся; реализация идей использования текстов новой природы в учебной и внеурочной деятельности образовательной организации; обобщение практического опыта работы с текстами, представленными в печатном и электронном виде.

Результаты. Выделены свойства текстов новой природы, соответствующие клиповому мышлению учащихся: сжатый объем текста при повышенной информационной нагрузке; дублирование различных знаковых систем; элементы интерактивности и обратной связи. Эти особенности текстов позволяют развивать внимание, речь, мышление учащихся, необходимые для освоения сложных процессов чтения. Представлен обзор данных текстов и перечень способов их использования в работе с низкомотивированными и слабочитающими школьниками.

Обсуждение. Авторы ориентируют на использование текстов новой природы, обладающих высоким эмоциональным воздействием на личность школьников и способствующих повышению качества чтения, прежде всего, у низкомотивированных и слабочитающих школьников.

Заключение. Показано, что использование текстов новой природы в работе с низкомотивированными и слабочитающими школьниками позволяет сформировать познавательную у последних активность, умение читать и мыслить, читать и чувствовать, устойчивый интерес к образовательному содержанию текста.

Ключевые слова

тексты новой природы, детское чтение, низкомотивированные школьники, слабочитающие школьники

Основные положения

– определены особенности текстов новой природы, соответствующие клиповому мышлению современных школьников;

– выделены возрастные психофизиологические характеристики, соответствующие учащимся младшего, среднего и старшего возраста и рекомендованные формы работы по совершенствованию качества чтения;

– проведен обзор текстов новой природы, которые позволяют сделать


смысловое чтение доступным и привлекательным для низкомотивированных и слабочитающих школьников.

Цитировать публикацию

Ильясов, Д. Ф.  ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕКСТОВ НОВОЙ ПРИРОДЫ В РАБОТЕ С НИЗКОМОТИВИРОВАННЫМИ И СЛАБОЧИТАЮЩИМИ ШКОЛЬНИКАМИ [Текст] / Д. Ф. Ильясов, С. В. Олефир, А. Н. Юлдашева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  6. — С. 128-144. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.41..6..010.

Библиографический список

1. Glenberg A.M. et al. Activity and imagined activity can enhance young children's reading comprehension. Journal of educational psychology. 2004. Vol. 96. No. 3. 424 p.

2. Vukelich C. Effects of play interventions on young children's reading of environ-mental print.Early Child-hood Research Quarterly. 1994. Vol. 9. No. 2. pp.153-170.

3. Clay M.M. The early detection of reading difficulties. Auckland, Heinemann, 1985. 136 p.

4. Paris S.G., Oka E.R. Children's reading strategies, metacognition, and motiva-tion. Developmental review. 1986. Vol. 6. No. 1. 25-56.

5. Rabiner D. et al. Early attention problems and children's reading achievement: A longitudinal investigation. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. 2000. Vol. 39. No. 7. pp. 859-867.

6. Hosenfeld C. A preliminary investigation of the reading strategies of successful and nonsuccessful second language learners. System. 2007. Vol.5. No. 2. pp. 110-123.

7. Oczkus L.D. Reciprocal Teaching at Work: Strategies for Improving Reading Comprehension, Grades 2-6. International Reading Association, Newark, USA, 2003. Available at: https://studylib.net/doc/18539141/reciprocal-teaching-strategies-at-work (Accessed: 17.11.2018).

 

8. Aikens N.L. Barbarin O. Socioeconomic differences in reading trajectories: The contribution of family, neighborhood, and school contexts. JournalofEducationalPsychology. 2008. Vol. 100. No. 2. pp. 235 – 251. DOI: 10.1037/0022-0663.100.2.235

9. Ахутина Т. В., Корнеев А. А., Матвеева Е. Ю. Развитие функций программирования и контроля у детей 7-9 лет // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. 2016. – № 1. – С. 42 – 63. DOI: 10.11621/vsp.2016.01.42

10. Казакова Е. И. Тексты новой природы: проблемы междисциплинарного исследования // Психологическая наука и образование. – 2016. – Т. 21. – № 4. – С. 102-109.DOI:10.17759/pse.2016210410