Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 7 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.15..7..005
УДК: 378.4
ББК: 74.489
О. В. Донева ORCID
Кандидат педагогических наук, Доцент кафедры экономических и естественнонаучных дисциплин, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, Северо-Кавказский филиал
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ
Аннотация

Введение. Статья посвящена изучению психологической основы социальной ответственности как актуально востребованной современным общест- вом субъектной характеристики гражданского населения, в первую очередь, студенческой молодёжи. Гипотезой исследования выступило предположение об обусловленности социальной ответственности психологической безопасностью личности. Целью работы выступило выявление факта и особенностей влияния психологической безопасности на социальную ответственность студентов вуза.

Материалы и методы. На эмпирическом материале в исследовании выявлена прямая статистически достоверная связь социальной ответственности и психологической безопасности личности. Изучены особенности распределения социальной ответственности у студентов с низким уровнем психологической безопасности личности и её компонентов – психологичес- кой защищённости и потенциала личностного развития.

Результаты. Выявлены различия в формах поведенческой реализации студентами своей социальной ответственности. Разработана авторская модель развития социальной ответственности на основе повышения психологической безопасности личности студентов, включающая блоки диагностики (констатирующей и контрольной) и основного развития (информационного и

 

коррекционно-развивающего).

Обсуждение. Формирующий эксперимент, реализованный с привлечением экспериментальной и контрольной групп, подтвердил эффективность разработанной на основе модели программы развития социальной ответствен-ности на основе повышения психологической безопасности личности студентов.

Заключение. Тем самым было доказано влияние психологической безо- пасности личности студентов на их социальную активность.

Ключевые слова

социальная ответственность, психологическая безопасность, личность, защищённость, потенциал развития, студент

Основные положения

- эмпирически выявлена и содержательно раскрыта прямая связь психологической безопасности личности и социальной ответственности;

- разработана модель и на её основе программа развития социальной ответственности на базе повышения психологической безопасности личности студентов;

- доказано влияние психологической безопасности личности на социальную безопасность студентов вуза.

Цитировать публикацию

Донева, О. В.  БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ [Текст] / О. В. Донева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  7. — С. 67-81. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.15..7..005.

Библиографический список

1. Александрова Г. Г. Социальная ответственность личности в контексте ее профессиональной деятельности // Образование и саморазвитие. 2015. – № 3. – С. 104-109.

2. Галлямова Р. З. Институциональные изменения в содержании социальной ответственности современного человека // Вуз XXI век. 2013. – № 2. – С. 88-94.

3. Колбасенко О. Е. Социальная ответственность как социально-психологическая характеристика руководителя // Наука и общество. 2015. –№ 1. – С. 174-180.

4. Анненкова Н. В. Представления о патриотизме и личная социальная ответственность студентов // Прикладная психология и психоанализ. 2015. – № 2. – С. 1.

5. Тальянова Ю. Д., Фёдоровых Г. А. Социальная ответственность как фактор поведения в юношеском возрасте // ISI-journal. 2016. – № 7-2. – С. 52-56.

6. Дегтярёва Т. Н. Социальная ответственность как фактор становления личности студента среднего профессионального образования // Успехи современной науки. 2016. – Т. 1, № 1 1. – С.101-102.

7. Бражник Е. И., Маслова Н. Ф., Абашина А. Д. Студенческие социальные проекты: от сотворчества к социальной ответственности // Вестник Моск. ун-та. Серия 20: Педагогическое образование. 2015. – № 2. – С. 56-65.

 

8. Братухина Е. В. Ответственность, социальная ответственность и социально-профессиональная ответственность студента: ретроспективный анализ // Проблемы современного педагогического образования. 2017. – № 57-12. – С. 52-58.

9. Саенко Л. А. Социальная ответственность учащейся молодёжи: результаты исследования // Вестник Северо-Кавказского федерал. ун-та.  2015. – № 1. – С. 267-271.

10. Заплетина С. Н. Социально-психологические аспекты социальной ответственности бизнеса (по материалам российских исследований) // Науч.-метод. электрон. журнал-концепт. 2015. – № 2. – С. 91-95.

11. Маралов В .Г., Маралова Т. П., Волгарева П. А. Нормативность поведения как фактор отношения к опасностям в старшем школьном возрасте // Вестник Моск. гос. обл. ун-та. 2018. – № 2. – С. 20.

12. Краснянская Т. М., Тылец В .Г. Психологическая безопасность в системе факторов санаторно-курортного оздоровления // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2017. – № 4. – С. 26-30. DOI: 10.17116/kurort201794426-30 (Scopus).

13. Котова И. Б., Краснянская Т. М., Тылец В. Г., Веселова В.Г., Иохвидов В.В. Артефакты личной безопасности в субъектном пространстве студентов вуза // Российский психологический журнал. 2016. – Т. 13, № 4. – С. 51-67. DOI: 10.21702/rpj.2016.4.3 (WoS).

14. Погодаева М. В. Безопасность образовательной среды как условие развития личности дошкольника // Безопасность жизнедеятельности. 2018. – № 6 (210). – С. 54-60.

15. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Ресурсы психологической безопасности личности в зависимости от трудового статуса пенсионера // Успехи геронтологии. 2018. – Т. 31. № 1. – С. 39-45. (Scopus).

16. Анненкова Н. В. Динамика становления личной социальной ответственности студентов // Paradigmata poznani. 2015. – № 3. – С. 115-118.

17. Мужичкова Ю. Е. Зависимость факторов личной социальной ответственности от личностных характеристик // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2015. – № 1 – С. 62-70.

18. Тылец В. Г., Краснянская Т. М. Психологические сценарии создания безопасной медиасреды вуза // Медиаобразование. 2017. – № 4. – С. 73-82. (WoS).

19. Krasnyanskaya T. M., Tylets V. G. Resources of individual psychological security with respect to the employment status of a pensioner. Advances in Gerontology. 2018, vol. 8, no. 3, pp. 256-261. DOI: 10.1134/S2079057018030116 (Scopus).

20. Тылец В. Г., Краснянская Т. М. Принцип безопасности электронной образовательной среды в профессиональной подготовке студентов высшего учебного заведения // Информационные технологии и средства обучения. 2017. – Т. 62, № 6. – С. 203-215. (WoS).