Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 7 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.18..7..012
УДК: 930
ББК: 63.2
Т. А. Чумаченко ORCID
Доцент, доктор исторических наук, и. о. ректора, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Илья Евгеньевич Левченко ORCID
Доцент, Уральский федеральный университет, заведующий кафедрой политических наук
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация

Введение. Источниковедение по своей сути имеет междисциплинарный характер, выявляя особенности бытования и смысл источников как явлений культуры. Для успешного проведения педагогического исследования необходимо стремиться использовать максимально большой массив информации, раскрывающий специфику изучаемых процессов. Авторы статьи, опираясь на собственный научно-методический опыт, рассматривают вопросы классификации источников по истории педагогики и образования.

Материалы и методы.Используя потенциал различных отраслей гуманитарного знания – истории, педагогики, источниковедения, текстологии, герменевтики и др., можно достичь большей полноты и глубины историко-педагогических изысканий в источниковедческой сфере.

Историко-педагогический и источниковедческий подходы послужили методологической основой изысканий, что дало возможность классифицировать источники по истории педагогики и образования.

Результаты. Среди источников истории педагогики и образования можно выделить пять типологических групп: письменные, фонографические,

 

визуальные, вещественные и антропологические.

Обсуждение. Проблемы истории педагогики и образования рассматриваются в трудах современных отечественных ученых (В. Г. Безрогов, А. В. Духавнева, Д. И. Латышина, А. М. Лушников, Л. Д. Столяренко, А. М. Цирульников и др.). При этом ученые призваны осуществлять поиск, изучение и истолкование источников, соответствующих целям их проектов.

Однако до сих пор недостаточно специальных публикаций, посвященных рассмотрению вопросов источниковедения истории педагогики и образования. Среди имеющихся работ можно отметить исследования М. В. Богуславского, А. Н. Джуринского, Г. Б. Корнетова и др.

Заключение. Плодотворный анализ широкого круга источников историко-педагогического исследования способствует обогащению методического арсенала специалистов, повышает результативность их работы.

Ключевые слова

источник, источниковедение, классификация, история, педагогика, образование, воспитание, обучение

Основные положения

- источниковедение истории педагогики и образования использует наработки гуманитарных дисциплин – истории, педагогики, источниковедения, текстологии, герменевтики и др.;

- основными подходами к классификации источников по истории педагогики и образования являются историко-педагогический и источниковедческий;

- выделяется пять типологических групп источников по истории педагогики и образования: письменные, фонографические, визуальные, вещественные и антропологические.

Цитировать публикацию

Чумаченко, Т. А.  ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ [Текст] / Т. А. Чумаченко, Илья Евгеньевич Левченко, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  7. — С. 175-191. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.18..7..012.

Библиографический список

1. Бармина Н. И., Левченко И. Е., Бармина В. Э. Хрестоматия по источниковедению истории религии и культуры : учебное пособие. Екатеринбург : Образовательный центр Отдела по делам молодежи Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви, 2015. – 152 с. : ил.

2. Источниковедение истории зарубежной культуры : учеб.-метод. пособие / сост. Н. И. Бармина, И. Е. Левченко. Екатеринбург : Урал. гос. ун-т, 2003. – 70 с.

3. Источниковедение истории зарубежной и отечественной культуры : учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Н. И. Бармина, И. Е. Левченко. Екатеринбург : Урал. ин-т социал. образования, 2013. – 80 с.

4. Левченко И. Е. Источниковедение социально-демографической информации // Cоциально-демографические процессы в XXI веке : кризис, вызовы, стратегии безопасности : сб. науч. тр. / науч. ред.: Т. И. Грабельных, А. В. Аргучинцев. Иркутск : ООО Оперативная типография «На Чехова», 2017. С. 111-116.

5. Чумаченко Т. А. Информативные возможности документальной коллекции фонда совета по делам РПЦ при СНК (СМ) СССР // Вестник Челябинского гос. ун-та. – 2010. – № 30. – С. 132-137.

6. Источниковедение : учеб. пособие / отв. ред. М. Ф. Румянцева. М. : Изд. дом Высшей школы экономики. ун-т, 2015. – 688 с.

7. Источниковедение :учебник для академического бакалавриата / Е. Д. Твердюкова [и др.]; под ред. А. В. Сиренова. М. : Изд-во Юрайт, 2015. – 396 с.

 

8. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории : учеб. пособие / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева. М. : Рос. гос. гуманит. ун-т, 1998. – 702 с.

9. Шмидт С. О. О классификации исторических источников // Вспомогательные исторические дисциплины. – Вып. 16. Л. : Ин-т истории АН СССР, 1985. – С. 3-24.

10. История педагогики на пороге XXI века: Историография, методология, теория : В 2 ч. Ч. 1. Историографические и методологические проблемы историко-педагогической науки / Рос. акад. образования, Ин-т теории образования и педагогики; под ред. Г. Б. Корнетова, В. Г. Безрогова. М. : Б. и., 2000. – 384 с.

11. История педагогики на пороге XXI века: Историография, методология, теория : В 2 ч. Ч. 2. Теоретические проблемы истории педагогики / Рос. акад. образования, Ин-т теории образования и педагогики; под ред. Г. Б. Корнетова, В. Г. Безрогова. М. : Б. и., 2001. – 391 с.

12. Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории : монография. М. : Академический проект, 2013. – 602 с.

13. Русина Ю. А. Методология источниковедения : учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 202, [1] с.

14. Старцева Н. М. Звуковые методы обучения грамоте и динамика визуального ряда русских азбук и букварей второй половины XIX века // Историко-педагогический журнал. – 2018. – № 1. – С. 118-127.

15. Смирнова И. Э. Социально-педагогическая реконструкция повседневности учащихся музыкальной школы второй половины XX века // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 4. – С. 31-39.

16. Айрапетова С. Н., Левченко И. Е. Гуманитарная среда педагогического университета: социокультурный аспект // Кадровый потенциал вуза : сб. науч. тр. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т., 1995. С. 5-32.

17. Курасов С. А. Теоретические аспекты изучения истории повседневности вуза // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 3-3 (53). – С. 139-142.

18. Черствая О. Е. Педагогика повседневности как теоретическая основа сопровождения семей с различным укладом жизни // Знание. Понимание. Умение. – 2012. – № 1. – С. 228-233.

19. Этнография детства: Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии / Отв. ред. И. С. Кон. М. : Наука. Гл. ред. вост. лит., 1983. – 232 с. : ил.

20. Духавнева А. В., Столяренко Л. Д. История зарубежной педагогики и философия образования. Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. – 480 с.

21. Латышина Д. И. История педагогики. История образования и педагогической мысли : учеб. пособие для вузов по специальностям «Педагогика и психология», «Социальная педагогика» и «Педагогика». М. : Гардарики, 2006. – 605 с.

22. Лушников А. М. История педагогики : учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб., доп. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ин-т, 1994. – 368 с.

23. Цирульников А. М. История образования в портретах и документах : учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. М. : ВЛАДОС, 2001. – 269 с. : ил.

24. Богуславский М. В. История педагогики: методология, теория, персоналии : монография. М. : ФГНУ ИТИП РАО, Издат. центр ИЭТ, 2012. – 434 с.

25. Гребенкин А. Н. Негативные традиции воспитанников военных учебных заведений Российской империи в 1-й половине XIX века // Научные ведомости БелГУ. – 2009. – № 7 (62). С. 130-135.

26. Джуринский А. Н. История педагогики и образования : учебник для бакалавров. – 3-е изд., перераб. и доп. М. : Изд-во Юрайт, 2013. – 676 с.

 

27. Климашкина, Е. В. Источники изучения педагогического опыта кадетских корпусов и военных гимназий дореволюционной России : Автореф. дис. … к.п.н. Ставрополь, 2005. – 24 с.

28. Корнетов Г. Б.История педагогики : Введение в курс «История образования и педагогической мысли» : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям (ОПД.Ф. 02. – Педагогика). М. : Изд-во УРАО, 2003. – 292, [2] с.

29. Костина Т. В. Учебные заведения Академии наук: вопросы историографии и источниковедения // Память о прошлом – 2018. VII историко-архивный форум, посвященный 100-летию государственной архивной службы России (Самара, 15-17 мая 2018 г.) / сост. О. Н. Солдатова, Г. С. Пашковская. Самара, 2018. С. 325-332.

30. Харечкин А. Н. Развитие военного образования на Ставрополье в середине XVIII – XX веков : Автореф. дис. … к.п.н. Астрахань, 2008. – 24 с.