Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 7 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.49..7..003
УДК: 378.937:372
ББК: 74.480.8:74.104
В. С. Васильева ORCID
Кандидат педагогических наук, Доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ В ЦЕЛОСТНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация

Введение. Проблемы развития коммуникативной компетенции выходят на первый план в целостной системе повышения профессиональной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций. Это обусловлено введением современных профессиональных стандартов, выделе- нием новых трудовых функций педагогических работников, предъявлением нового уровня и качества требований к профессиональным компетенциям.

Цель статьи – обосновать авторскую концепцию основ развития комму- никативной компетенции педагогов в целостной методической среде дошколь-ной образовательной организации.

Материалы и методы. Основополагающими методами исследования являются анализ научной литературы, посвященный проблеме развития коммуникативной компетенции педагогов в целостной методической среде дошкольной образовательной организации, анализ нормативно-правового обеспечения организации дошкольного образования и требований к уровню профессиональной компетентности педагогов, диагностические методики, включающие наблюдение, беседу, анкетирование, описание, методы статис- тической обработки информации.


Результаты. Выделены концептуальные основы развития коммуника- тивной комптенции педагогов дошкольных образовательных организаций в целостной методической среде ДОО; рассмотрены организационно-педагогические условия данного процесса; проведено обоснование перспективно- целевого, ораганизационно-деятельностного, предметно-содержательного и технологического компоненетов; сформулировано содержание аналитико-коммуникативного компонента.

Обсуждение. Приводится обоснование,что результативностью разви- тия коммуникативной компетенции педагогов в целостной методической среде ДОО является повышение качества профессиональной компетенции педагогов в целом, соответствие уровня профессиональной компетенции про- фессиональным стандартов педагога дошкольного образования.

Заключение. Делается вывод о том, что развитие коммуникативной компетенции педагогов в целостной методической среде ДОО будет способст- вовать решению вопросов повышение качества профессиональной компетенции педагогов в целом, повышения качества дошкольного образования.

Ключевые слова

коммуникативная компетенция, коммуникативная компетенция педагогов дошкольного образования; дошкольная образователь- ная организация; целостная методическая среда ДОО; перспективно-целевой компонент, организационно-деятельностный компонент, предметно-содержа- тельный компонент, технологический компонент, аналитико-результативный компонент; когнитивно-содержательные условия; процессуально-техноло- гические условия

Основные положения

- описаны психолого-педагогические механизмы, процедура и средства практического использования теоретических положений базиса концепции развития коммуникативной компетенции педагогов в целостной методической среде ДОО;

- представлено содержательно-смысловое наполненение концепции развития коммуникативной компетенции педагогов ДОО.

Цитировать публикацию

Васильева, В. С.  КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ В ЦЕЛОСТНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ [Текст] / В. С. Васильева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  7. — С. 36-51. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.49..7..003.

Библиографический список

1. Никитина Е. Ю., Афанасьева О. Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: Перспективные походы : монография. М. : МАНПО, 2006. – 154 с.

2. Возгова З. В. Методологический регулятив развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников : монография. М. : АПК и ПРО, 2010. – 230 с.

3. Лашкова Л. Л., Резанович И. В. Развитие коммуникативного потенциала у будущего педагога в вузе : монография. М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. – 339 с.

4. Никитина Е. Ю., Мишанова О. Г. Научно-методическая концепция педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников: методoлогия и теoрия : монография : М. : МАНПО, 2011. – 144 с.

5. Хуторской А. В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования. Тула : Издательство Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, 2008. – Вып. 1. – С. 117 – 137.

6. Никитина Е. Ю. Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в области управления дифференциацией образования : монография. Челябинск : Издательство ЧГПУ, 2000. – 101 с.

7. Профессиональное образование XXI века : коллективная монография / под ред. Е. Ю. Никитиной. М. : Издательство «Перо», 2016. – 227 с.

8. Современные проблемы педагогической науки и образования : коллективная монография / под ред. Е. Ю. Никитиной. М. : Издательство «Перо», 2016. – 208 с.

9. Васильева В. С. Научно-теоретические основы концепции развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 11 – 3 (53). - С. 27 - 29. DOI: 10.18454/IRJ.2016.53.118.

10. Vasilyeva V.S., Nikitina E.Y. Case of Teachers’ Communicative Competence Development Within the System of Methodological Work in the Context of Preschool Educational Establishments. International Jornal of Engineering &Technology. 2018, vol. 7, no 4.38, рp. 619-627.URL: https://www.sciencepubco.com/index.php/ijet/article/view/24634 (дата обращения: 29.11.18). DOI: 10.14419 / ijet.v7i4.38.24634.

11. Васильева В. С., Никитина Е. Ю. Теоретико-методологические основы развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций : монография. Москва : Изд-во «Перо», 2017. – 275 с.

12. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы : распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 №2765-р. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_173677/ (дата обращения: 29.11.18).

13. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http: //www.sudact.ru (дата обращения: 29.11.18).

14. Об утверждении положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» : приказ Минобразования РФ от 26.06.2000 n 1908. [Электронный ресурс]. URL: https://zakonbase.RU/CONTENT/PART/226281 (дата обращения: 29.11.18).

15. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего

 

образования) (воспитатель, учитель) : приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085. html (дата обращения: 29.11.2018).

16. Аудит личностных качеств и профессиональных компетенций педагога ДОО : диагностический журнал / сост. Ю. А. Афонькина. Волгоград : Учитель, 2014. – 92 с.

17. Марков А. К. Психология труда учителя. М. : Просвещение, 1993. – 192 с.

18. Ротова Н. А. Развитие коммуникативной компетенции педагога начального общего образования в системе повышения квалификации : дис. … канд. пед. наук. Сургут, 2015 – 201 с.

19. Сваталова Т. А. Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в системе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации): дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2009. - 193 с.

20. Новицкая В. А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения: дис. … канд. пед. наук. Санкт Петербург, 2006 – 168 с.

21. Лопушнян Г. А. Модель толерантности педагога в свете концепции индивидуальности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. – №1. – С. 128 - 134.

22. Яковлева Г. В. Педагогические условия повышения эффективности методической работы в инновационном дошкольном образовательном учреждении : дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2003. – 248 с.

23. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М. : Смысл, ИЦ Академия, 2002. – 416 с.

24. Белкин А. С., Вербицкая Н. О. Витагенное образование в системе педагогического знания (витагенная концепция личности) // Педагогическое образование в России. 2007. – №1. – С. 26-32.

25. Змеев С. И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. М. : ПЕР СЭ, 2007. – 272 с.

26. Костромина С. Н. Коммуникативная компетентность педагога как фактор успешности его диагностической деятельности // Психологическая наука и образование. 2007. – № 3. – C. 77 – 85.

27. Кузина Ф. А. Культура делового общения. М. : Ось-89, 2003. – 320 с.

28. Поваренков Ю. П. Психологическая характеристика профессиональной толерантности учителя / Вопросы психологии внимания : сб. науч. трудов. Саратов : Издательство Саратовского университета, 2003. – Вып. 21. – 256 с.

29. Сафина З. Н. Инновационные тенденции в становлении региональной системы образования взрослых : дис. … д-ра пед наук. Великий Новгород, 2005.  – 441 с.