Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 7 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.94..7..004
УДК: 378.016
ББК: 74.48
М. Д. Даммер ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, Профессор кафедры физики и методики обучения физике, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Н. В. Зубова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, Доцент кафедры физико-математических дисциплин, Трехгорный технологический институт – филиал ФГАОУ ВО Национальный исследовательский ядерный университет «Московский инженерно-физический институт»
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ И АПРОБАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация

Введение. Представлена взаимосвязь между физикой и специальными дисциплинами, реализующаяся с помощью комплексной кейс-технологии обучения физике в технических вузах. Рассматривается возможность формирования профессиональных компетенций у будущих инженеров, начиная с первых курсов, в процессе изучения физики. При этом доказывается целесооб- разность организации практико-ориентированного обучения физике на основе ситуационного подхода. Цель исследования заключается в научном обосновании и описании возможных путей применения знаний специальных дисциплин в курсе физики в процессе реализации комплексной кейс-технологии и форми- рования у будущих инженеров профессиональных компетенций. Научная новизна

 

результатов исследования заключается в разработке практико-ориентированной комплексной кейс-технологии обучения физике в техническом вузе.

Материалы и методы. Для достижения цели были использованы: анализ научно методической литературы и состояния исследуемой проблемы; анализ законодательных и нормативно-правовых документов в сфере высшего технического образования; анализ содержания обучения физике и специальным дисциплинам в техническом вузе; обобщение результатов анализа и выделение общих профессионально направленных проблем в обучении; моделирование процесса и конструирование структуры комплексной кейс-технологии обучения физике, её содержательного наполнения; методы оценки сформированности у обучающихся основных профессиональных компетенций, а также апробации комплексной кейс-технологии.

Результаты. Представлена структура процесса разработки и применения комплексной кейс-технологии обучения физике студентов технического вуза. Описаны деятельность преподавателя и студента, её ожидаемые результаты на различных стадиях и этапах процесса разработки и реализации комплексного кейса. Представлена методика апробации и оценки результатов применения комплексной кейс-технологии обучения физике в техническом вузе.

Обсуждение. Анализируются результаты педагогического эксперимента по апробации комплексной технологии обучения физике, устанавливается соответствие уровня сформированности различных компонентов основных профессиональных компетенций студентов сформулированным в работе требованиям.

Заключение. Делается вывод о том, что реализация комплексной кейс-технологии обучения физике будет способствовать формированию и развитию профессиональных компетенций у студентов в техническом вузе.

Ключевые слова

физика, кейс-технология, ситуационная задача, профессиональные компетенции, специальные дисциплины, практико-ориентированное обучение

Основные положения

- сформулированы задачи обучения физике в техническом вузе, решение которых позволит наметить пути разрешения общих профессиональных проблем, определенных на основе анализа связей разделов общего курса физики

 

со специальными дисциплинами, изучающимися в технических вузах;

- разработана технологическая карта, отображающая деятельность преподавателя и студентов на каждом этапе реализации комплексной технологии обучения физике;

- представлена методика проверки эффективности разработанной комплексной кейс-технологии на практических занятиях по физике с указанием критериев сформированности основных профессиональных компетенций.

Цитировать публикацию

Даммер, М. Д.  МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ И АПРОБАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА [Текст] / М. Д. Даммер, Н. В. Зубова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  7. — С. 52-66. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.94..7..004.

Библиографический список

1. Зуев П. В. Основные тенденции и перспективы развития высшего образования // Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе обучения физике, информатике и математике : материалы международ. науч.-практ. конф.,

 

Екатеринбург, 4-5 апреля 2011 г. / Уральский гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2011. С. 6-12.

2. Клещева Н. А., Штагер Е. В., Шилова Е. С. Перспективные направления совершенствования процесса обучения в техническом вузе : учеб.-метод. пособие. Владивосток : Изд-во ДВГТУ, 2007. 137 с. 

3. Образовательная технология кейс стади как способ реализации ФГОС ВПО : методическое пособие для слушателей факультетов повышения квалификации преподавателей / Н. В. Архипова [и др.]. / Моск. гос. техн. ун-т им. Н. Э. Баумана. М. : Спутник+, 2014. 176 с.

4. Большаков А. С., Пилявский В. П., Тахтаева Р. Ш. Кейс-технологии в образовательных процессах : учебное пособие. Санкт-Петербург, 2016. 158 с. 

5. Планкин К. А., Ченобытов  В. А. Обучающие возможности кейс-метода в профессиональном образовании // Молодой ученый. 2013. № 1. С. 272-298. 

6. Попова С. Ю., Пронина С. Ю. Современные образовательные технологии. Кейс-стади : учебное пособие для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2017. 113 с.

7. Даммер М. Д., Зубова Н. В. Методика обучения физике в техническом вузе на основе комплексной кейс-технологии // Вестник ЮУрГУ, серия «Образование. Педагогические науки». Инженерное образование. 2015. № 2. С. 11-13.

8. Новик М. М. Инновационные образовательные технологии: специфика, взаимосвязь и результаты использования : материалы учебно-методической конференции ППС. СПб. : СПбГИЭУ, 2005. С. 19-26.

9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы [Электронный ресурс] : Госпрограмма Развитие образования 2013 – 2020. URL: http://base.garant.ru/70643472/ (дата обращения: 03.10.18).

10. Даммер М. Д., Рогозин С. А., Шамаева Т. Н. Задания в тестовой форме как средство диагностики методической подготовки будущего учителя физики : монография. Челябинск : Центр научного сотрудничества, 2013. 118 с.

11. Егорова И. И. Активные и интерактивные методы обучения в вузе: учебные кейсы : учебно-методическое пособие : в 2 ч. / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Санкт-Петербургский гос. экономический ун-т", Центр инновационных образовательных технологий; сост.: Е. В. Зарукина, Л. В. Хорева ; под ред. И. И. Егоровой. С-Пб : Изд-во Санкт-Петербургского гос. экономического ун-та, 2015. 231 с. 

12. Смородинова М. В. Многообразие подходов к определению понятий «компетентность» и «компетенция» // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). Уфа : Лето, 2013. С. 17-19.

13. Кокшарова Н. М. Дисциплины естественно-научного цикла в контексте компетентностного подхода // Вестник НовГУ. Серия Педагогика. Психология. 2009. № 53. С. 35-37.