Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье систематизированы основные проблемы правового обеспечения психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (тяжёлыми нарушениями речи) и/или инвалидностью, выявлена правовая подготовленность родителей, образовательных учреждений и государственных органов в сфере образования к инклюзивному образованию. Цель статьи – систематизация основных проблем правового обеспечения образовательной деятельности в поле включения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в образовательный процесс ДОО; выявление готовности родителей, образовательных учреждений и государственных органов к инклюзивному образованию.
Материалы и методы.Основными методами исследования являются теоретический анализ судебных прецедентов на территории Российской Фе-
дерации и за рубежом до 5 апреля 2018 года, связанных с образовательной деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья; исторический, библиографический, аннотирование.
Результаты. Определены основные направления нарушений прав детей с ОВЗ (ТНР) и/или инвалидностью и их родителей; приведены меры административной и гражданской ответственности за нарушение законодательства о правах детей с ОВЗ. Рассматривается доступность образования: территориальная (вблизи мест проживания); затрагивается право на инклюзивное образование.
Обсуждение. Подчеркивается, что результативностью проекта является выявление недостаточного уровня правовой готовности педагогической и родительской общественности к инклюзивному образованию детей с ОВЗ (ТНР) и/или инвалидностью в ДОО. На основе этого выделено ключевое направление психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (ТНР) и/или инвалидностью в условиях инклюзии – повышение правовой культуры педагогов и родителей.
Заключение. Результаты теоретического анализа могут быть использованы в психолого-педагогическом сопровождении инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) и/или инвалидностью с целью соблюдения их прав и законных интересов, а также для исключения иных толкований законодательства. Руководители дошкольных учреждений, педагоги, родители, государственные органы в сфере образования смогут избежать выявленных нами в результате теоретического анализа судебных прецедентов проблем при обучении детей в дошкольных общеобразовательных учреждениях (детских садах). Мы особо выделили, в каких случаях судебные органы принимают сторону ребёнка, а при каких обстоятельствах оказываются на стороне образовательных учреждений. Знание существующих проблем позволит стратегически планировать создание специальных условий для детей дошкольного возраста ОВЗ (ТНР) и/или инвалидностью в условиях инклюзивного образования, повысить уровень правовой культуры педагогов и родителей в сфере образования детей с ОВЗ (ТНР) и/или инвалидностью.
инклюзивное образование, судебные прецеденты, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с тяжелыми нарушениями речи, дети-инвалиды, дошкольное образование
1. Сравнительный анализ судебной практики в области инклюзивного образования детей с ОВЗ (ТНР) и/или инвалидностью в США и в РФ показал однотипность обращений к судебному исполнению при нарушении прав ребёнка с ОВЗ (ТНР) и/или инвалидностью.
2. В данный период времени в Российской Федерации существуют судебные прецеденты в области инклюзивного образования детей с ОВЗ (ТНР) и/или инвалидностью по таким направлениям: право родителей на свободное получение информации об образовании ребёнка дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) и/или инвалидностью; право на инклюзивное образование, создание специальных условий для детей с ОВЗ (ТНР) и/или инвалидностью; право на территориальную доступность образования; организация работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации; прочее.
3. Тенденция к увеличению количества обращений граждан в суд по вопросам инклюзивного образования детей с ОВЗ (ТНР) и/или инвалидностью дошкольного возраста.
Шереметьева, Е. В. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ [Текст] / Е. В. Шереметьева, Е. А. Обухова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 7. — С. 256-272. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.27..7..018.
1. Малофеев Н. Н. Развитие инклюзивного образования в России // Инклюзия в образовании. 2016. – № 1. – С. 6-13.
2. Малофеев Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2009. – № 6. – С. 3-9.
3. Алехина С. В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. – № 1. – С. 136-145. DOI: 10.17759/pse.2016210112
4. Самсонова Е. В. Инклюзия – стратегия выхода из тупика для современной системы образования // Мозаика-Синтез. 2017. – №5. – С. 55-63.
5. Выготский Л. С. Принципы воспитания физически дефективных детей (на основе доклада, прочитанного на II съезде по социально-правовой охране несовершеннолетних (1924 г.) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2016. – № 6 – С. 15-25. (События и вехи).
6. Выготский Л. С. Психология искусства. Москва : Издательство Юрайт, 2017. – 496 с. (Антология мысли).