Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Одним из приоритетных направлений исследований Российской академии образования является научное обоснование подходов к повышению качества образования учащихся. Ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) все более активно занимает инклюзия. В целях достижения нового качества образования создан проект современной модели «Российское образование 2020 г.», который предусматривает использование вариативности образовательных траекторий на всех уровнях образования, включая обучение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе, для которых инклюзивное образование предполагает индивидуальную работу педагогов.
Цель статьи. Обосновать авторскую систему осуществления индивидуального подхода через организацию психолого-педагогического сопровож-дения детей младшего школьного возраста с задержкой психического разви-
тия в общеобразовательной организации.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященный проблеме организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), анализ нормативно-правового обеспечения организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, наблюдение, описание, методы статистической обработки информации.
Результаты. Разработаны методические подходы к организации образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной школы. Реализация индивидуального подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации предполагает использование специальных методов и приемов, особое наполнение структуры, содержания этапов урока.
Обсуждение. Подчеркивается, что результативностью деятельности психолого-педагогического консилиума является соответствие результатов обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов для начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Заключение. Делается вывод о том, что реализация психолого-педагогического сопровождения специалистами в условиях инклюзивной школы будет способствовать решению вопросов успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, их адаптации среди обычных сверстников и последующей социализации.
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; индивидуальный подход; психолого-медико-педагогическое сопровождение; психолого-педагогический консилиум; инклюзивное образование; индивидуальные коррекционно-образовательные программы; индивидуальный образовательный маршрут; адаптированная основная образовательная программа.
- описаны методические подходы к реализации индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования;
- представлены практики реализации комплексного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования, позволяющие реализовывать основные направления коррекционно-педагогической помощи (диагностическое, образовательное, коррекционно-развивающее), основываясь на индивидуальном подходе.
Резникова, Е. В. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ [Текст] / Е. В. Резникова, Е. С. Будникова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 7. — С. 243-255. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.75..7..017.
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 19.12.2014 № 1598 // Информационно-правовое обеспечение «Гарант»: [сайт]. URL: http://base.garant.ru/70862366/53f89421bbdaf74
1eb2d 1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 02.12.2018).
2. Бондарчук О. А., Бабурин А. В. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. М. : Просвещение, 2018. 152 с.
3. Будникова Е. С., Резникова Е. В. Оценка предметных достижений учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2017. № 6 С. 27-33. URL: http://vestnik-cspu.ru/upload/pdf/issues/2017/2017_6.pdf (дата обращения: 01.12.18).
4. Vasilyeva V.S. Tutoring in a family raising an infant with special health needs. Espacios Education. 2018. vol. 39 (2), 32 p. Available at: http://www.revistaespacios.com/ a18v39n02/18390232.html (Accessed 06.12.18).
5. Borodina V.A. Methodological Support of the Innovative Training of Special Education Teachers to the Education of Disabled Children. Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. 2017. no. 12. pp. 2486-2492. Available at: https://elibrary.ru/contents.asp?id=34553047 (Accessed 07.12.18).
6. Резникова Е. В. Коррекционно-педагогическая помощь учащимся школьного возраста с разным уровнем умственной недостаточности в условиях интеграции : монография. Челябинск : Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2017. 266 с.
7. Бойкина М. В. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе. СПб. : КАРО, 2016. – 128 c. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iprbookshop.ru/68605.htm (дата обращения: 04.12.18).
8. Осипова Л. Б., Дружинина Л. А. Компетентность педагогов в области развития связной речи детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. С. 304-308.
9. Vasilyeva V. Methodological bases of pedagogical concept of development of communicative competence of teachers of preschool educational establishments. International Journal of Applied and Fundamental Research. 2015, no. 2. pp. 16-17. Available at: https://elibrary.ru/contents.asp?id=34399523 (Accessed 02.12.18).