Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 7 (153) Педагогические науки
Показать полный текст
DOI: 10.25588/CSPU.2019.153.7.004
УДК: 378.016
ББК: 74.48
М. Д. Даммер ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, Профессор кафедры физики и методики обучения физике, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Н. В. Зубова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, Доцент кафедры физико-математических дисциплин, Трехгорный технологический институт – филиал ФГАОУ ВО Национальный исследовательский ядерный университет «Московский инженерно-физический институт»
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНОГО КЕЙСА ПО ТЕМЕ «АТОМНАЯ И ЯДЕРНАЯ ФИЗИКА» КУРСА ФИЗИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация

Введение. В статье описан пример реализации комплексной кейс-технологии при изучении раздела «Атомная и ядерная физика» студентами технического вуза. Выбор темы кейса обусловлен её значимостью в будущей профессиональной деятельности студентов. Комплексный кейс состоит из трех разделов, реализуемых на различных этапах, способствующих поэтапному решению ситуационной задачи, основанной на профессионально ориентированной проблеме. Цель исследования заключается в дальнейшей разработке вспомогательного наполнения комплексной кейс-технологии обучения физике студентов технического вуза. Научная новизна результатов исследования заключается в разработке содержания кейса по теме «Атомная и ядерная физика» курса физики технического вуза.

Материалы и методы. В исследовании были использованы теоретические методы: анализ специальной литературы по атомной и ядерной физике, методы исследования данной облас-ти науки; конкретизация структурно-функциональной модели комплексной кейс-технологии применительно к заданной теме; проектирование комплексного кейса по атомной и ядерной физике для студентов технического вуза. В качестве основного материала на данном этапе исследования послужила исходная модель комплексной кейс-технологии. Эмпирические методы: апробация комплексного кейса, статистические методы обработки данных апробации. В качестве материала данного этапа исследования послужили: разработанное содержание кейса и соответствующие учебные материалы, данные апробации комплексного кейса.

Результаты. Представлено содержание нового комп-лексного кейса по теме «Атомная и ядерная физика». Описана деятельность преподавателя и студентов на этапах кейс-технологии. Представлены результаты апробации нового содержания в Трехгорном технологическом институте, филиале ФГАОУ ВО Национальный исследовательский ядерный университет «Московский инженерно-физический институт».

Обсуждение. Приводится анализ результатов апробации нового содержания комплексного кейса. Описывается методика обработки экспериментальных данных. На основе анализа результатов апробации нового содержания комплексного кейса формулируются выводы о надлежащих качествах представленного, о влиянии технологии в целом на результаты обучения студентов и формирование у них основных профессиональных компетенций.

Заключение. Обобщаются методика разработки комплексного кейса и способы его реализации на различных этапах технологий. Формулируются выводы о новизне и значимости результатов исследования.

Ключевые слова

кейс-технология; ситуационная задача; студент; технический вуз; физика

Основные положения

- подготовка высококвалифицированных инженерных кадров требует фундаментальной подготовки технических вузов по физике. Одновременно обучение данной дисциплине должно быть практико-ориентированным. Реализации данных требований комплексная кейс-технология, содержащая строится на ситуационной задаче, профессиональная проблема реального производства;

- дополнительное освоение фундаментальных и практических навыков в разделах кейса (практическое, обучающее, научно-исследовательское), позволяющие виды деятельности постепенно усложняющиеся студентов;

- завершающий этап комплексной кейс-технологии предполагает выполнение проекта по конструированию востребованного на производстве технического устройства, отличающегося своей новизной. Разработка конструкции и создания устройства технического обеспечения, представление защиты проекта способствуют формированию профессиональных компетенций будущих инженеров.

Цитировать публикацию

Даммер, М. Д.  РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНОГО КЕЙСА ПО ТЕМЕ «АТОМНАЯ И ЯДЕРНАЯ ФИЗИКА» КУРСА ФИЗИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА [Текст] / М. Д. Даммер, Н. В. Зубова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  7 (153). — С. 65-94. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.153.7.004.

Библиографический список

1. Вишневский Ю. Г. Безопасность России. Регулирование ядерной и радиационной безопасностью : монография. Москва, 2003. – 240 с.

2. Кривых И. Е. Актуальные вопросы подготовки работающе-го населения в области безопасности жизнедеятельности, в т. ч. по теме радиационная безопасность // Экологические последствия чрез-вычайных ситуаций: актуальные проблемы и пути их решения : материалы XXII Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, 7 сентября 2017 г. Чебоксары, 2017. С. 112–117.

3. Тулеубаев Б. А., Бондаренко А. П. Вопросы радиационной безопасности в сфере жизнедеятельности в зоне влияния СИП // Ресурсовоспроизводящие, малоотходные и природоохранные технологии освоения недр : материалы XI Международной конференции, 18–21 сент. 2012 г., Казахстан. Усть-Каменогорск : Восточно-Казахс-танский государственный технический университет, 2012. С. 207–210.

4. Даммер М. Д., Зубова Н. В. Методика разработки и апробации комплексной кейс-технологии обучения физике студентов технического вуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 7. C. 52-66.

5. Гуменюк В. И., Ломасов В. Н. Образовательные технологии радиационной безопасности // Высокие интеллектуальные технологии и инновации  в национальных исследовательских университетах : материалы Международной научно-методической кон-ференции, 14‒15 февраля 2013 г. Санкт-Петербург, 2013. С. 43–45.

6. Лузан Е. Н. Кейс как образовательная технология // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 1-1. С. 137–140.